Кама Гинкас поставил спектакль по повести Льва Толстого
Кама Гинкас впервые обратился к прозе Льва Толстого. Режиссер поставил спектакль по повести "Отец Сергий". О премьере в Московском ТЮЗе – Юлия Струкова.
Повесть "Отец Сергий" Лев Толстой написал за 20 лет до смерти. Будто заранее репетируя финал своей жизни – уход от мира, семьи, славы. Каму Гинкаса потрясла эта тщательно прописанная история. Толстого режиссер поставил впервые. "Этот персонаж, так же, как и Лев Николаевич Толстой, пытался дойти до Абсолюта. Никакой фальши, никакой неправды. Бог есть Абсолют", – говорит он. Поиски духа, себя, Бога – в центре мучительная жизнь главного героя, который старается быть исключительно честен с самим собой. Искушения преследуют князя Касатского в свете, но не отпускают его и тогда, когда он становится монахом, отцом Сергием.
Исполнитель главной роли Максим Виноградов все два часа на сцене – знает весь текст толстовской повести. "Текст, который мы разыгрываем, он все равно литературный и часто тянет на то, чтобы его просто сказать, а не пропустить через себя для того, чтобы было как-то интересно и понятно зрителю", – поясняет он.
Толстовский текст разбивают долгими паузами, его шепчут и кричат и даже превращают в молитвенные распевы. Персонажи, окружающие главного героя, гротесковы и безобразны. В нелепых бутафорских костюмах, наброшенных на современную одежду. Кажется, что везде, как пишет Толстой, "какая-то гадость". И даже ангел-спаситель отца Сергия Пашенька жалуется: прожила жизнь грязную и нечестивую. "У нас сцена с дырками – я даже как-то в один прогон провалилась, но быстро вылезла. Ей нужна какая-то опора, и она очень хочет зацепиться за что-то, и она хочет, чтобы хоть что-то в ее жизни было хорошо", – говорит актриса Евгения Михеева.
У Камы Гинкаса нет лишь финала толстовской повести, где главного героя арестовывают и ссылают в Сибирь. В его версии отец Сергий продолжает ходить по свету, читать Евангелие. И люди умиляются и удивляются, "какое новое и вместе с тем давно знакомое", слушают его.