Они нас покинули: узбекские автомобили не доехали до России
Вслед за французской Renault российский рынок из-за западных санкций покидает японская Honda, китайский Lifan и американская General Motors. При этом уход GM вместе в их топовыми марками Cadillac и Chevrolet заставил покинуть Россию и бюджетные марки, которые собирались в Узбекистане.
"Узавтомоторс" прекратила поставки еще в марте, а дистрибьютор "Келес Рус" закрыл сайт и прекратил работу. Речь идет о машинах Chevrolet Nexia и Cobalt, а также хэтчбеке Chevrolet Spark. Если первые еще есть в наличии в российских регионах, то субкомпактный Spark уже не найти. Все они продавались в России с 2020 года под маркой Ravon. Поставки этих машин уже не возобновятся, так как "Узавтомоторс" опасается попасть под вторичные американские санкции.
Потеря российского авторынка не станет для узбекской компании очень чувствительной: из 237 тысяч произведенных в 2021 году машин до России доехали только пять тысяч. В 2022 году завод переходит на новый модельный ряд, производимый на модульной платформе. Первой моделью в этом ряду новинок станет компактный паркетник Chevrolet Tracker.
GM в очередной раз решила громко хлопнуть в России дверью: концерн не только прекратил поставки уже заказанных автомобилей дилерам 19 апреля, но он также отказался от гарантии, поставок запчастей и предоставления всех услуг действующим клиентам.
В начале марта 2022 года прекратили экспорт в Россию японские Mazda и Honda. У первой в России есть заводы, а вторую на российском рынке ничего не удерживало. Кризис лишь ускорил давно запущенные процессы: еще в 2020 году компания пообещала прекратить поставки кроссоверов CR-V и Pilot в Россию. Honda совсем не уходит: продолжит продавать мотоциклы и силовую технику, обслуживать ранее проданные автомобили, несмотря на трудности с логистикой по поставке запчастей.
Из России ушел Lifan. Но это вообще мало кто заметил. Китайская компания продала за последние три месяца только восемь своих автомобилей, да и то все они были произведены еще в 2018 году. Техническое и гарантийное обслуживание идет в штатном режиме. Но китайцы ушли не окончательно: они изучают рынок, чтобы вскоре вернуться на него с электромобилями.
Еще один уход: британский разработчик электрокаров для коммерческих перевозок объявил об уходе с рынка и закрытии российского офиса. Глобальный автомобильный проект Arrival, запущенный экс-директором Yota Денисом Свердловым, возобновлять деятельность в России не планирует. В России создавалось программное обеспечение для электрокаров: машин для такси и доставочных фургонов. IT-специалистов временно вывезли в Грузию, где они продолжили работу. Заметил ли это российский рынок?