Нефть и газ

Нефтяное эмбарго создало дефицит танкеров

20 ноября 2022 14:45
Владельцы нефтяных танкеров наслаждаются многократным ростом прибыли – до рекорда в 100 тысячи долларов с танкера в день. Это надолго, утверждают участники рынка, опрошенные Bloomberg.

Ежедневная прибыль с одного супертанкера в пятницу достигла 99 628 долларов, что в четыре раза превышает средний показатель ставки фрахта за последние четыре года. Ставки фрахта танкера в размере 100 000 долларов в день хорошо поддерживаются и, вероятно, вырастут до 150 000 – 200 000 долларов в день, прогнозируют брокеры.

Запрет Европы на морскую поставку российской нефти вступит в полную силу 5 декабря, что приведет к углублению хаоса на торговых путях, считает Брайан Галлахер, глава отдела по связям с инвесторами компании Euronav NV, одного из крупнейших в мире владельцев нефтяных танкеров.

"Нехватка предложения, приближение крайнего срока 5 декабря, сезонность — все на это указывает. Мы искренне верим, что все это долговечно", – отметил он.

К этому привели санкции и эмбарго против российской нефти, которые перекраивают мировую торговлю, включая сырую нефть. Европа, десятилетиями была крупнейшим покупателем российской нефти, но в следующем месяце запрещает морские поставки нефти из РФ и уже сокращает их. Вместо этого российская нефть утекает в Азию. В результате танкеры плывут на тысячи миль дальше, а на рынке появился дефицит свободных танкеров, повышая спрос и цену фрахта.

"Я не могу сказать, что раньше видел сбои в торговле в таких масштабах, как сейчас, — сказал Халвор Эллефсен, брокер супертанкеров в компании Fearnley Shipbrokers UK Ltd., работающий в отрасли с 1980-х годов. — На этот раз я думаю, что это смена парадигмы, тогда как предыдущие геополитические события, как правило, были недолговечными и возвращались к норме быстрее".

"Самый важный фактор заключается в том, что изменения в торговых потоках устойчивы", – отметил Фредерик Несс, аналитик SEB.

Нефть из РФ, которая обычно перевозилась через Балтийское море в порт Роттердам на Северном море, теперь отправляются в Индию и Китай, преодолев вдвое или втрое большее расстояние.

"Новые торговые маршруты, созданные в результате войны, стали огромным толчком для отрасли, где прирост мощностей был незначительным в течение большей части этого года и будет продолжаться в течение следующих нескольких лет", — сказал Джон Чаппелл, старший управляющий директор Evercore.

Ожидается, что в следующем году спрос на нефть возрастет, а запасы нефти в развитых странах находятся на 18-летнем минимуме, поэтому страны могут стать более зависимыми от импорта, сказал Омар Нокта, управляющий директор и ведущий аналитик в компании Jefferies LLC. Это создаст дополнительную нагрузку на танкерную отрасль.

Возраст танкерного флота в мире неуклонно растет – возраст среднего судна составляет 12 лет. Строящиеся суда обычно доставляются покупателю через два года после заказа, а портфель заказов на новые танкеры близок к рекордно низкому уровню, говорит Ларс Бастиан Остеренг, аналитик судоходства в Arctic Securities ASA. Обычно танкеры отправляются в утиль через 20-25 лет. Эти факторы поддержат дефицит танкеров и высокую стоимость доставки нефти.

Страны G7 и ЕС планируют 5 декабря ввести запрет на услуги по морской перевозке сырой нефти из РФ в случае продажи ее выше санкционной предельной цены, а с 5 февраля 2023 года – российских нефтепродуктов. США и союзники планируют устанавливать предел цены 40-60 долларов за баррель в зависимости от ситуации на рынке.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.