Наша земля, не отдадим: как готовят тероборону на Белгородчине
Диверсии спецслужб Украины в Белгородской области требуют усиления контроля за безопасностью в регионе. Одно из подразделений, что несет службу по охране правопорядка – отряд теробороны.
Белгородчина – ухоженный край: везде чистота, деревья, как с картинки, поля причесанные, травинка к травинке, как из рекламного ролика. Сегодня здесь другая реальность. Обстрелы со стороны Украины, рейды диверсионных групп, слышны выстрелы, хлопки противовоздушной обороны – и над городом, и над территорией области. Люди живут, объединяются, стремясь к собственной безопасности. И здесь очень интересная тема возникла – территориальная оборона. Люди собрались – семь батальонов. Это тысячи человек, прошедших подготовку. Сегодня людей отправляют на подготовку, и здесь они объединены одной только целью – защитой своих населенных пунктов.
Это учения. Территориальная оборона Белгородчины ставит перед собой цель не дать диверсантам или вообще противнику зайти и закрепиться в их родных поселках и городах, а в поле с врагом уже силовики будут разбираться. Еще бойцы теробороны – великолепные проводники.
"У нас формирование по территориям, и мотивированные в основном те люди, которые вдоль ленточки находятся на отдалении. Чем ближе к границе, тем больше мотивация. У нас в теробороне и контрабандисты бывшие, и охотники и так далее – все тропы знают, все места знают, все местные. Территориальное формирование – это самое грамотное формирование. Военные приезжают, им надо по карте сориентироваться, а у нас уже все знают, можно на машине проехать через болото", – говорит председатель белгородского городского отделения всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" Владимир Коротких.
Вот такие занятия проводит каждый батальон, рота, взвод, теробороны. Это не полигоны, а именно та местность, где в случае опасность предстоит воевать.
– Вот это помогает, то, что вы сейчас делаете?
– Да, конечно. Мы уже на протяжении восьми месяцев занимаемся плотно обороной, атакой, штурмом здания, карточками ведения огня и тому подобное. Работа с картографией, и БПЛА, и анти-БПЛА, то же самое. Очень сильно помогает, да, – говорит командир подразделения теробороны.
Мы едем с губернатором Вячеславом Гладковым на границу, на прощание с одним из командиров теробороны Грайворонского района Белгородской области, погибшим при отражении атаки украинских диверсантов.
"Что такое тероборона? Это же не я придумал. Это реальная история, когда на улицах подходили люди взрослые и говорили: Вячеслав Владимирович, мы отслужили давно, боевые офицеры, большой боевой опыт, пойти воевать не могу, потому что ранение, хромаю, меня никогда не возьмут. Или возраст, там, 65 лет. Говорит: но то, что я понимаю больше остальных – сто процентов. Дайте нам возможность защитить свои дома. Поэтому не моя инициатива – это чисто народная история", – рассказал Гладков.
"Мы без губернатора вообще бы не справились, никак. Потому что самим потянуть эту работу очень сложно. Он подключил чиновников, которые на местах, которые в муниципалитетах. Вот территориальное построение, туда, допустим, взвод входит. Обязательно чиновник в должности, там, замкомандира взвода. И он занимается всем материально-техническим обеспечением. Губернатор у нас одел тероборону, обул. Средства бронезащиты, экипировки. У нас финансовая поддержка инструкторскому составу идет", – говорит Владимир Коротких.
У этих добровольцев есть все: боевой опыт, системная подготовка, экипировка, нет только боевого оружия.
"Мы сейчас прорабатываем с силовыми структурами возможность в рамках действующего законодательства, а может, самое лучшее – внести изменения, для того чтобы в случае агрессии выдать оружие, чтобы люди защитили свои дома. Сейчас они занимают очень активную задачу по охране общественного порядка. Очень много идет помощи военнослужащим. Это боевые офицеры, с большим опытом, и они помогают уже действующим военнослужащим, передают им свой опыт", – отметил Гладков.
– Дадут оружие, вы начнете активно действовать – и пойдут потери, пойдут ранения, напряжение в коллективе…
– На счет напряжения в коллективе начнем от обратного. Напряжение, наоборот, как-то спадет: народ будет уверен, что их семьи защищены. По крайне мере, мы сделаем все, что от нас зависит. Естественно, назад мы не пойдем. А по поводу потерь – здесь очень многие, которые принимали в военных конфликтах участие, прошедшие горячие точки, – говорит командир подразделения теробороны.
Прощание с командиром. Губернатор, все комбаты, местные жители – провождают всем миром. Первая потеря при столкновении с противником. Это не игры ряженых бойцов, это настоящая борьба за выживание, без пафоса – защита своей родины.
– У меня здесь два деда похоронены, которые награждены неоднократно медалями. А как же я потом, если… стыдно же будет. У меня дети, двое детей, жена. Любая война заканчивается. Потом, когда мне зададут вопрос "что ты делал в 22-м, в 23-м?" – что я им скажу? Что я куда-то в Грузию или в Казахстан уехал? Я не так воспитан, – говорит командир подразделения.
– А много вас таких?
– Много. Много.
Минувшая атака украинских диверсантов показала: мы имеем дело с очень опытным противником.
"Действовали они грамотно, очень грамотно. Зашли сразу машины, по три человека, пикапы залетали сразу. Они быстро рассасывались, тут же окапывались между домами, танки стояли на карусели, работали, вот я был в двухстах метрах, – вспоминает Герой России, представитель руководства теробороны Белгородской области Андрей Богатов.
– Мы живем фактически в условиях войны. Нравится кому, не нравится. Она идет и поэтому противник заходит. У нас заходило до последних событий в Грайвороне пять ДРГ, – отметил Вячеслав Гладков.
– Население падает духом?
– Вы можете спросить у всех, потому что, мне кажется – я говорю это искренне – это мужественные люди здесь проживают, очень мужественные, потому что даже под обстрелами… Мы Нехотеевку отселяли несколько месяцев, но все – "не пойдем". Ругаются, плохими словами ругаются: "Не пойдем! Наша земля, не отдадим".
На вопрос о том, что еще можно сделать для безопасности региона, особенно приграничных районов, Гладков отвечает: Харьков присоединить к Белгородской области.
"Это лучший способ решения проблемы обстрелов Белгородской области. Харьковская область", – говорит он.
Вся система боевой подготовки, вся структура территориальной обороны на Белгородчине, все действия по тревоге отработаны до деталей и каждый день оттачиваются. Люди заряжены, работают побатальонно, поротно. Вот и коптер у них летает. Светошумовые гранаты.
Штурм здания, штурм позиции условного противника. Все тут рядом – граница-то рядом, как и линия фронта. И многое, многое из того, что сейчас отрабатывается здесь, происходит недалеко отсюда уже в реальной – не учебной – обстановке. Учитывая, что ДРГ здесь прошла недавно, люди готовятся серьезно.