Анна Попова ответила на вопросы о "пироле", масках и угрозе урана
Сезонные респираторные инфекции этой осенью оказались заразнее, чем годом ранее, но уровень заболеваемости в сентябре в этот раз на треть ниже. Это не вызывает опасений у специалистов. Новая разновидность коронавируса – штамм "пирола" – на сегодняшний день в России не обнаружен, но соблюдать меры профилактики и защиты необходимо. Как складывается санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране и какие еще современные угрозы могут иметь последствия для людей и территорий?
– Анна Юрьевная. какова ситуация с заболеваемостью ОРВИ и гриппом? Это в рамках нормы или выше, чем обычно?
– В этом году заболеваемость ниже. Во-первых, она начала подниматься на второй неделе сентября. И за прошедшие две недели подъема достигла уровней порядка 800 тысяч заболевших в неделю. Это на 30 процентов меньше, чем, например, в такую же третью неделю сентября в прошлом году. То есть, мы говорим об умеренном эпидподъеме острых респираторных вирусных инфекций. Предполагаем, что на сегодняшний день дальше будет (доминировать) грипп.
– С начала учебного года начали массово болеть дети.
– Мы имеем дело сегодня с очень заразными респираторными инфекциями. Поэтому детки заболевают целыми классами. Если в классе отсутствует больше 20% детей, этот класс уходит на карантин или на дистанционное обучение. Это же касается и всей школы. Если отсутствует 20% деток в школе по причине болезни, то тогда школа должна уйти на дистант.
– Какая обстановка сейчас с коронавирусом? Мы слышим о новом штамме "пирола". Что вам о нем известно?
– В России на сегодняшний день не зарегистрирован ни один случай, поэтому у нас нет собственных наблюдений за больным, у которого был бы вирус геновариант "пирола". Пока наши коллеги за рубежом описывают это как состояние, не приводящее к необходимости госпитализации. При "пироле" (течение болезни) чуть тяжелее, чем у "омикрона", который был в начале 2022 года. Тяжелая температура в первые несколько дней, очень серьезное недомогание, но пока не описывают развития каких-то осложнений. Сегодня все, кто приходят с клиникой ОРВИ и гриппа, особенно если это тяжелое течение, обязательно тестируются. Тестируются все пациенты с пневмонией, независимо от того, какая этиология у пневмонии. "Пиролы" пока нет. Проверяются все тест-системы. В первую очередь, как только появляется новый генный вариант, мы смотрим, может ли эта последовательность обойти наши тест-системы. Нет, не может.
– В Доме правительства вернули масочный режим. Есть ли вероятность, что масочный режим вернется и в другие общественные места?
– Нет никаких условий для того, чтобы вводить его везде. Есть право, есть возможность работодателя, и правительство Российской Федерации здесь просто показывает пример.
– В последнее время стала реальностью угрозы применения снарядов с обедненным ураном. Какие последствия это применение несет для территорий и людей?
– До 30% всего обедненного урана, который находится в заряде, может сгореть, быть распыленным и оставаться в виде взвеси. Это первое. Второе, движением воздуха, движением ветра уже этот объем пыли может быть унесен до полукилометра, 400 метров. Это то, что описано. Но на примере Сербии, до 40 километров от места использования находили где-то следы в разных количествах, где-то просто ощутимое количество в почве. А дальше почва, растения, животные и люди – все в зоне очень высокого риска попадания урана. И последствия для здоровья населения в Сербии сегодня значимы, там очень серьезные работы по онкологии, по онкогематологии, которые показывают негативное влияние (на здоровье). Это очень высокий риск.
– Спасибо большое, Анна Юрьевна, за уделенное нам время.