Режиссер Дмитрий Белянушкин – об опере "Царская невеста" в МАМТе
В этой "Царской невесте", как вы уже, наверное, поняли, совершенно не важна историческая точность, здесь важна историческая неизменность, повторяемость состояний, в которых общество оказывается на том или ином этапе, в данном случае в период совершенного произвола, когда физическое устранение признается наиболее надежным способом избавиться от соперника или соперницы. Чудесная музыка Римского-Корсакова совершенно не мешает осознавать, как окружение самодержца легко и надежно перенимает стиль его правления. А стиль прекрасно описан Василием Ключевским в "Курсе русской истории", где он пишет об Иване Грозном: "Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности". Нервная возбужденность царит в этой "Царской невесте" в постановке Дмитрия Белянушкина. И музыка, повторяю, совершенно этому не препятствует. И вот в этом современность оперного спектакля наших дней.