Сергиево-Посадский музей-заповедник готовит новый проект
"Любовью и единением спасёмся". Новый проект готовит Сергиево-Посадский музей-заповедник. Выставка откроется в октябре этого года. Одна из реликвий, которую покажут на экспозиции – икона "Явление Богоматери преподобному Сергию", написанная в XVI веке. О ее значении для русского воинства – Юлия Струкова.
Потертая, с частично утраченным живописным слоем, эта икона – участница всех крупных военных походов с XVII до начала XX века. В 1588 году ее написал келарь Троицкого монастыря Евстафий Головкин на доске от гроба Сергия Радонежского. "Первым её в поход взял царь Алексей Михайлович во время Польско-русской войны. В дальнейшем только эта икона ходила с русскими войсками в походы", – рассказывает зам. генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе Светлана Николаева.
Предполагают: брали в походы именно ее, поскольку здесь соединились две духовных святыни: образ Богородицы – покровительницы России и преподобного Сергия, к которому обращались в трудные периоды истории. "В 1657 году, после окончания первого этапа Польско-литовской войны, как известно, она длилась до 1667 года, все иконы вернули обратно в Троицкий монастырь и Алексей Михайлович повелел написать эту историческую надпись об участии икон в военной кампании", – поясняет заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII веков" Галина Черкашина.
Позже икону дополняют створками. В XVIII веке, когда икона была отправлена во время Северной войны Борису Петровичу Шереметеву, для нее изготовили киот. Появился и средник. На них оставляли записи обо всех походах. "Сообщается о том, что икона-складень сопровождала Бориса Петровича Шереметева, в частности, во время Полтавского сражения. И предстательством Пресвятой Богородицы была одержана победа", – комментирует ведущий научный сотрудник отдела "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII веков" Татьяна Кузнецова.
С конца XVIII века, в мирное время, икона в ковчеге находилась у раки преподобного Сергия, над входом в алтарь. Но как только начинались боевые действия, император или командующий войсками приезжали за ней в Троице-Сергиеву Лавру. У раки преподобного Сергия служили молебен, настоятель вручал икону, с ней уезжали на фронт. Так было в 1812, икона сопровождала Московское ополчение, во время Крымской войны, Александру II ее вручал митрополит Филарет Дроздов. Икона побывала на Русско-турецкой и Русско-японской войнах. О том, как ее отдавали сохранился агитплакат. "После Русско-японской войны в 1905 году икона была возвращена в монастырь и снова была сделана надпись. Вручалась она в 1904 году не императору, а главнокомандующему Куропаткину", – добавила Татьяна Кузнецова.
В последний раз икону забирал из монастыря в военный поход Николай II в 1914 году. Но записи об этом не выгравировали – революционные события развивались стремительно, было не до того...