"Смерть статиста" – фильм из одного хроникального кадра
Программа короткометражных фильмов фестиваля "Докер" включает ленты от экспериментальных работ начинающих авторов до видео-эссе признанных мастеров. Какие вопросы ставят перед собой и зрителем современные режиссеры-документалисты – выяснял Станислав Анисимов.
Экспериментальная документалистика – один из самых интересных разделов на фестивале "Докер". Фильм Михаила Железникова "Смерть статиста" – это 10-минутное эссе, которое родилось из одного хроникального кадра. "Вообще, он появился случайно просто потому, что мне понравился кадр, один из кадров из фильма Варламова "Сталинград" 1943 года", – делится режиссер Михаил Железников.
Этот кадр – силуэт немецкого солдата, в которого попадает смертельная пуля. Этот фрагмент Варламов позаимствовал в свой фильм из трофейной кинохроники и смонтировал с кадрами советских фронтовых операторов. "Не опускаясь до монтажных трюков", – комментирует за кадром автор видеоэссе. Но в документальной ленте Фрэнка Капры и Анатоля Литвака появляется монтажный прием: кадр уже включен в сюжет. "Скорее всего, понравился он не только мне, и решил отследить его судьбу. И, собственно, про это фильм. Про то, как этот кадр кочевал из сюжета в сюжет, и в разных монтажах по разному использовался", – рассказывает режиссер Михаил Железников. Исследование продолжается цитатой из фильма Федора Бондарчука "Сталинград". В нем тоже есть похожий кадр, но тут мы видим другой ракурс этой истории.
Заключительным фрагментом эссе становится фрагмент из игры "Call of Duty: Vanguard. Битва за Сталинград". "Поэтом логично, что все последующие годы все режиссеры, которые делали фильмы и сюжеты исторические про Вторую мировую войну и Сталинградскую битву, так или иначе, использовали ту же самую хронику", – говорит режиссер Михаил Железников. Работа "Смерть Статиста" – в очередной раз ставит перед нами вопросы подлинности исторических фактов и их последующей интерпретации. Обращает внимание на ценность кинодокумента как первоисточника.