Фильм "В поисках незнакомца" показали на фестивале "Докер"
Программа Let it Doc! на кинофестивале "Докер" посвящена фильмам о современных информационных технологиях и их роли в нашей жизни. В ленте "В поисках незнакомца" итальянский режиссер Андреа Гатопулос находит параллели между классической картографией и интернет-технологиями. Подробности у Станислава Анисимова.
Прокомментировать фильм "В поисках незнакомца" организаторы фестиваля пригласили Александра Жадана. Год назад он, выпускник РГГУ, стал известен тем, что написал и защитил диплом с помощью ChatGPT. Сегодня нейросети – в фокусе его профессионального внимания.
Лента начинается с вопросов, которые искусственный интеллект задает главному герою. Использование алгоритмов – специфический метод, который осваивают режиссёры по всему миру – не только мастера игрового кино, но и документалисты. Независимо от жанра, они сталкиваются с одними и теми же проблемами. "Как авторы справились с проблемой зловещей долины – когда кажется что-то неестественным и нереалистичным. Какие эмоции от этого проекта можно получить", – комментирует программист, специалист по нейросетям Александр Жадан.
Главный герой фильма – коллекционер географических карт. Свое собрание он оцифровывает и помещает в пространство Second Life – трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети. Цифровое изображение превращает карту в территорию, по которой может перемещаться как сам владелец конкретного экземпляра, так и человек, изучающий его коллекцию.
Цифровое сканирование – это тоже своего рода картографирование пространства и находящихся в нем людей. Получается, что сам виртуальный мир становится своего рода двойником мира нашего. Но может ли он в точности повторить окружающую реальность? В чём он будет отличаться? И главное: может ли человек таким образом получить цифровое бессмертие, если его личность будет воссоздана при помощи нейросети? И где здесь карта, где территория? "Это инструмент, но автор здесь человек, который понимает как ему настроить. Сделать проект с помощью нейросети – это далеко не так же просто как снять вручную. Те люди, которые этим занимались, они замечают: чтобы например сделать нужный кадр, требуется порядка 100-200 попыток", – рассказывает Александр Жадан.
На этот раз организаторы фестиваля "Докер" демонстрируют нам не только современные тенденции в создании документального кино, но и задают вопросы куда более всеобъемлющие. Цифровые двойники и их будущее продолжают волновать не только специалистов, но и самую широкую аудиторию.