Марк Захаров представил спектакль "День опричника" по антиутопиям Сорокина
Если по ходу спектакля и после него не знаешь, смеяться или плакать – может есть в этом искра гоголевского гения? Марк Захаров считает Владимира Сорокина прямым продолжателем гоголевской традиции, иначе не взялся бы, как сам утверждает, за постановку по двум его книгам: «День опричника» и «Теллурия». Стоит ли, в самом деле, принимать во внимание то, что Гоголь оплакивал, смеясь, Россию, в которой жил, и не брался предположить, куда эта тройка примчится, только видел, как дают ей дорогу другие народы и государства. А Сорокин рассказал, куда примчится по этой дороге.
Но не тревожьтесь, на спектакле театра «Ленком» жуть сорокинских антиутопий вас преследовать не будет. Будет смешно. Покажется даже, что постановка скроена вполне в стилистике Григория Горина. Наверное, публика будет уходить с этого спектакля в смешанных чувствах, хотя и в хорошем настроении. Ведь если и случится подобное с нашей страной, то вряд ли скоро, а если и скоро, то страшно не будет, будет смешно.
Материал Владимира Сорокина – эпатажный, резкий, актуальный. Пока не осознан обществом, считает Марк Захаров. По его мнению, писатель продолжает гоголевские традиции: рисует фантасмагорическую картину нашего будущего.
«Тот случай, когда автор ошибается в оценке собственного творения. Это не устарело, и это остается таким предостережением, что если мы и дальше будем выискивать в нашем прошлом, если мы доведем славянофильские настроения до абсурда, то тогда надо ставить памятники не только Грозному, но и Малюте Скуратову», – убеждён Марк Захаров.
Именно Малюте Скуратову и посвящена книга. Правда, в спектакле действие просходит не в 2027, как у автора, а спустя век после премьеры. В государстве восстановлено самодержавие, процветает ксенофобия, идут репрессии – страна отгорожена от остального мира Великой русской стеной. День опричника – один рабочий день государева человека Андрея Комяги.
Сам писатель не смог присутствовать на премьере, но планирует посмотреть спектакль в декабре. Творчество Владимира Сорокина – всегда игра со словом. Эту его манеру театр органично продолжил, создав собственную версию.
«Когда Захаров говорит в своем предисловии к спектакою о гоголевской природе юмора Сорокина, думаешь о том, что это, может, даже не столько Гоголь, сколько Евгений Шварц. Не уверен, что Сорокину понравилось бы такое сравнение», – отметил ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
«Когда смотришь на эту страшную, гротескную историю – может быть, в смехе и есть очищение, смех здесь главноый герой», – прокомментировал народный артист России Андрей Житинкин.
В спектакле Марк Захаров изменил финал. Режиссеру так хочется подарить зрителю надежду.
Новости культуры