10 октября 2017, 18:55 10 октября 2017, 19:55 10 октября 2017, 20:55 10 октября 2017, 21:55 10 октября 2017, 22:55 10 октября 2017, 23:55 11 октября 2017, 00:55 11 октября 2017, 01:55 11 октября 2017, 02:55 11 октября 2017, 03:55 11 октября 2017, 04:55

Наследие русских авангардистов из собрания Харджиева представили в Москве

  • Наследие русских авангардистов из собрания Харджиева представили в Москве
  • Картинка
    Наследие русских авангардистов представили в Государственном архиве литературы и искусства
  • Наследие русских авангардистов из собрания Харджиева представили в Москве
В экспозиции − наброски, эскизы, письма и дневники главных действующих лиц эпохи русского авангарда. Уникальное собрание, про которое сам коллекционер говорил, такого не было даже в Ленинской библиотеке

Наследие выдающихся русских авангардистов из частного собрания Николая Харджиева представили в Фонде IN ARTIBUS. Выставка сенсационна даже не столько из-за ценности экспонатов, сколько из-за истории знаменитого архива. Репортаж Станислава Дорэ. 

«Жизнь и смерть есть неотъемлемая собственность каждого человека. Никто и никакие причины государственного строя не в праве ее отнять даже и тогда, когда угрожает уничтожение государства» − это цитата из манифеста Казимира Малевича «Мы», уникального архивного документа, который на публике показывается впервые.

Основоположник супрематизма работал над созданием концепции коллективного в искусстве, будучи в Витебске. Там он совершал революцию в системе образования, в училище, созданном Марком Шагалом. Эта редкая рукопись помогла специалистам глубже проникнуть в утопические идеи Малевича.

«Оно формировалось не только в политике, не только в соцреализме, оно формировалось и в культуре авангарда. Это коллективистское начало захватывало Малевича и его учеников в конце 10-х − начале 20-х годов. Эти рукописи вносят колоссальный вклад в понимание этого движения», − объяснила куратор выставки Екатерина Бобринская.

В экспозиции − наброски, эскизы, письма и дневники главных действующих лиц эпохи русского авангарда. Уникальное собрание, про которое сам коллекционер говорил, такого не было даже в Ленинской библиотеке. Это собрание у всех − на слуху и не только в связи с культурной ценностью.

В начале 90-х Николай Харджиев решил эмигрировать в Нидерланды и забрать архив с собой, не оставляя ничего государству. Часть ему удалось нелегально увезти, она попала в Стеделейк музей. Часть была задержана на таможне и передана в Архив литературы и искусства. Смирившись с этим, Харджиев решил запретить доступ к своему архиву до 2019 года.

«Я не думаю, что это было легкое решение, оно было мучительным, вернуть архив обратно, в Москву. Таким образом, он хотел создать какое-то препятствие допуска к своему архиву, который он так бережно охранял всю жизнь», − рассказала директор РГАЛИ Татьяна Горяева.

Однако специалисты все же нарушили просьбу коллекционера. До сих пор закрытой осталась лишь та часть, которая связана с его личной жизнью. Еще в 2011-м после долгих переговоров Стеделейк музей вернул весь архив в РГАЛИ, а живописные произведения из собрания Харджиева оставил у себя.

Больше всего коллекционер мечтал о том, чтобы его собрание не делилось, хранилось целиком в одном месте, но этой его мечте уже не суждено сбыться. Ведь даже точного списка всей коллекции не существует.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация