Ян Фабр представляет постановку "Бельгийские правила / Бельгия правит"
Его боготворят и ненавидят, ругают и превозносят. Ему делает заказы королева Бельгии, а российские зрители готовы ждать семь лет, чтобы увидеть его новое произведение. Фестиваль "ТЕРРИТОРИЯ" представляет: Ян Фабр. "Бельгийские правила / Бельгия правит". Репортаж Анны Галинской.
К спектаклям Яна Фабра подготовка всегда долгая, даже если нет декораций. Зрители уже в фойе, а на сцене до сих пор рассыпают груды камней и распаковывают коробки: картофель, шоколад, свечи. Даже рисовые хлебцы - в постановке будет задействовано все.
Создатель этого вкусного, на первый взгляд, спектакля контролирует процесс - его результат не должен быть вкусным - это слишком просто, не для Фабра. Если это куча камней - она обязательно прячет скелет. Обещано "пиршество для глаз", полное раскрепощение тел и ощущение пьянящей свободы. Фабр в этом искусен. И это знают даже те, кто не бывал на его постановках.
"То, что должен увидеть" - по отношению к Фабру определение очень точное. Его прошлогодняя выставка в Эрмитаже заставила публику недоумевать. Такая же репутация - у его постановок, взять хотя бы "Гору Олимп" - она длится 24 часа. На этот раз - всего четыре. Но без антракта.
"Такая у него идея - что нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Но вроде бы разрешил, что если кому-то надо отправить естуственную надобность, то можно выйти тихо и потом войти обратно", - отметил Роман Должанский.
У спектакля двоякое название- "Бельгийские правила/Бельгия правит". Четырехчасовое признание в любви своей стране, замаскированное под яростную иронию. Сюрреалисты и провокаторы на сцене рассказывают и показывают альтернативную реальность. Крохотная страна, в которой 12 тысяч видов пива, почти столько же горького шоколада, где голуби стоят миллионы, а дождь идет горизонтально.
"О, дорогая Бельгия, о несвятая земля наших отцов. Ты никакая не страна" - говорят здесь."Бельгия подобна России - такая же огромная и сильная. Шутка. Мы не гордимся ни своей экономикой, ни своей армией. Только сюрреалистами. Ведь трубка Магритта - вовсе не трубка. Наша реальность - это картофель, апельсины и пиво. Еще, шоколад и карнавалы. Вот наша история - карнавал делают все - от дворника до королевы", - объяснил режиссер Ян Фабр.
В этом костюме бельгийцам запрещено покидать город Бинш, зато можно бросаться апельсинами, отгоняя злых духов - такая традиция. А в таком, более естественном виде, можно хоть куда - ведь даже писающему мальчику плевать на чувства окружающих. Фабр прошелся по всем точкам бельгийского сознания, утверждая, что страна не может быть привычно нормальной, если рождена под звуки "Немой из Портичи" - вдохновившись оперой, публика начала восстание сразу после представления.
Бельгийцы пришли к власти как настоящие художники, умеющие посмеяться над собой. Этим занялся и Ян Фабр, создавая "Бельгийские правила" и заявляя, что "Бельгия правит"