Киновед Наум Клейман принимает поздравления с 80-летием
Сегодня поздравления с 80-летием принимает Наум Клейман - киновед, автор статей по теории и истории киноискусства, педагог, создатель московского Музея кино, которым он руководил на протяжении двадцати с лишним лет. В этом музее он не только показывал ранее запрещённую классику советского и мирового кинематографа, но и занимался воспитанием нового поколения зрителей. Сейчас ведущие российские режиссёры вспоминают, что ходили в Музей кино "как на работу", а Клеймана называют своим учителем. Репортаж Ирины Разумовской.
Наума Клеймана - любимого мастера - фотографируют его ученики, говорят: он ведь легенда и "очень крутой" лектор. Наум Ихильевич отвечает им взаимностью - очень любит этих молодых и талантливых, с горящими глазами - студентов Высших курсов сценаристов и режиссеров, где он читает "историю кино" почти 30 лет! Показывает классику, растолковывает.
"То, что моё поколение так предано кино до сих пор - не случайно. Это не только наша молодость, это способ самопознания. Но, к сожалению, я должен сказать, что очень много из классики не находится в активной фазе потребления - всё доступно, всё есть в интернете, но нет навигатора. Задача нашего поколения - помочь молодым отличить подделку от подлинного", - отметил Наум Клейман.
Он очень переживает, что его ученикам трудно пробиться в мир большого кино, что сегодня не налажен контакт со зрителями и с кинотеатрами. Но со свойственным ему оптимизмом надеется на лучшее и верит в талант современной молодежи.
Главное детище всей его жизни - Музей кино, который он основал и которым руководил больше 20 лет, сейчас - после долгих тяжб и конфликтов - развивается без него. И об этом он тоже рассуждает удивительно деликатно. "Там другая дирекция, другая политика, другое здание. Это естественно, потому что смена поколений должна быть. Меня не привлекают, но у меня достаточно много других дел", - рассказал Наум Клейман.
Музей кино задумывал и начинал ещё Сергей Эйзенштейн. Его наследием Наум Клейман занимается всю жизнь. Недавно прилетел из Флоренции, где открывал выставку рисунков режиссера. К 120-летию со дня рождения Эйзенштейна приурочены десятки конференций по всему миру. Кейман на них - самый желанный участник. Скоро поедет в Тулузу и Берлин с ретроспективами.
"Пенсия - это такое условное понятие. Касающиеся скорей доходов чем занятий. Работы очень много. Мы издаем Эйзенштейна", - объяснил Наум Клейман.
Дневники и личные записи Эйзенштейна с комментариями, стенограммы его лекций во ВГИКе - в планах и мечтах Клеймана. Наследие Эйзенштейна он называет "сокровищем нашей культуры". Но доставать такие жемчужины со дна, тратить на их изучение всю жизнь способны только такие люди, как Наум Кейман.