В Музее декоративно-прикладного искусства представлена мстерская лаковая миниатюра
Мстёрской фабрике лаковой миниатюрной живописи – 85 лет. Этот вид художественного промысла зародился в одном из сёл Владимирской губернии, где изначально находился иконописный центр. В 30-е годы, когда религиозная живопись оказалась под запретом, художники стали искать вдохновение в миниатюре. Следуя прежним традициям, они создали самобытный стиль. Лучшие его образцы выставлены в столичном Музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Стиль мстёрских мастеров особенный: как в иконописи, так и впоследствии в миниатюре. Буйство красок и тщательно прописанные пейзажи. А также отсутствие черного фона. Вдохновение художники черпали в природных ландшафтах Мстёры.
"Это междуречье рек Тары и Мстерки при впадении в Клязьму, они на холмах находятся. И когда влажный воздух поднимается от земли, под лучами солнца такая градация света, цвета, начиная от охры, коричневый, потом поднимаясь, розовато-лиловый, зеленый и синий... И этот пейзаж такой вот, и среда оказала влияние", - рассказывает куратор выставки, завотделом лаковой миниатюры Людмила Пирогова.
Сначала мстёрские художники расписывали деревянные предметы – мебель, кухонную утварь. Но они не пользовались популярностью. Настоящей революцией стало нанесение рисунка на шкатулку из папье-маше в начале 30-х годов прошлого века. Сюжет из "Руслана и Людмилы" Ивана Фомичева был одним из первых. Кстати, пушкинские мотивы есть почти у каждого мастера. Но основные темы - сказки, исторические сюжеты. По шкатулкам и панно можно проследить историю России. Так, после полета Гагарина в космос, сразу появились изделия с изображением ракет и космонавтов. А панно "Три богатыря" выполнено уже на современный лад художником Владиславом Некосовым. Он - представитель старой школы, работает на фабрике уже 61 год.
"У нас самое главное - технология темперной живописи очень старая, древняя по белому грунту с цветными фонами. У нас всегда нужно помнить о сочетании графики, живописи и цвета. Это должно быть в работе обязательно, чтобы графика не пересилила или цвет не пересилил, и все должно быть в норме, и в этом особенность Мстеры", - говорит заслуженный художник России Владислав Некосов.
Кстати, сложность не только в технологии росписи, но и в изготовлении самих шкатулок. Процесс занимает два месяца. Работают по старинке - вручную и с использованием натуральных материалов. В составе шкатулок – картон, пшеничная мука и льняное масло. Ингредиенты смешиваются, получается клейстер, из которого лепят шкатулку.
"То есть грунтуется, шлифуется руками. Должна быть очень гладкая поверхность, потом идет следующий цех, где покрывается обычной черной краской, а внутри красной, но мы пробуем и другие, особенно уже в современное время мы пробуем и на красной фоне, и даже попробовали положить целый листочек золота", - объясняет председатель кооператива "Центр традиционной Мстёрской миниатюры" Ирина Брюханова.
Мстёрской фабрике живется нелегко: не хватает финансирования, за прошедшие 20 лет втрое сократилось количество художников. Есть проблемы и со сбытом продукции. Сотрудники фабрики надеются, что выставка в Москве напомнит о самобытной лаковой миниатюре Мстёры и привлечет к ней внимание публики.
Читайте также: