Библиотека искусств готовит к выставке редкие книги об истории танца
В Российской государственной библиотеке искусств к новому учебному году готовят выставку, которую так и назвали – «Урок искусства». Из фондов достанут редкие издания, документы и фотографии, многие из них перед экспозицией реставрируют. Согласно античному афоризму, книги имеют свою судьбу. Как складывались судьбы наиболее ценных экспонатов будущей выставки – узнала съёмочная группа «Новостей культуры».
В зале идет подготовка к выставке «Урок искусства». Научные сотрудники оформляют новые издания. Но самые ценные экспонаты – две уникальных книги об истории танца – появятся на выставочных витринах в последнюю очередь.
Четвёртый том «Истории танцев» - один из четырёх сохранившихся экземпляров. Его автор Сергей Худеков был невероятно разносторонней личностью. Знаменитый аграрий, создававший дендрарии, редактор «Петербургской газеты» всего лишь увлекался историей танца. Но в итоге хобби переросло в нечто большее: он собрал такое количество архивных материалов, что решил объединить их в четыре тома.
«Это самое большое по тем временам исследование об истории русского балета. Когда я делал балет "Эсмеральда" на сцене Большого театра, то эта книга помогла мне собрать определенные сведения о первых исполнителях, деталях. Здесь огромное количество иллюстраций», - говорит балетмейстер Юрий Бурлака.
Но по-настоящему ценный экспонат для профессионалов, признается балетмейстер, – книга Юрия Слонимского, «Драматургия балета». Он собрал в ней огромное количество либретто к балетам, которые шли на сценах Европы и России с начала XIX века до середины XX. Этот экземпляр – настоящий раритет, единственный, чудом переживший блокаду Ленинграда. Листы напечатаны в 1941 году. Этот вариант должны были отдать в типографию, но началась война. Во время блокады рукописи были утеряны. Но после, в 1946-м, неожиданно нашлось три экземпляра. В наши дни сохранился только один.
«Мы откроем форзац и увидим вклеенный автограф – это машинописная запись, которую сделал лично Слонимский, машинопись и рукописные вставки, которые он сделал специально для того, чтобы разъяснить потомкам историю», - рассказывает заведующая отделом библиотечных фондов РГБИ Ольга Болдырева.
Первые детские балеты, как изменялись параметры балерин, легендарные постановки Петипа… С этими и другими подробностями на страницах «Драматургии балета» и так же «Истории танцев» можно будет ознакомиться уже совсем скоро.