V Биеннале молодого искусства назвали одной из самых удачных
Завершилась V Московская международная биеннале молодого искусства. «Глубоко внутри» – так прозвучала в этом году её заглавная тема. В рамках биеннале прошло более пятидесяти выставок. Молодые участники, которым по регламенту не должно быть больше 35 лет, предложили воспринимать свои работы как художественные исследования. Темы: от экологии и политики до экономики и вооружённых конфликтов. Названия проектов – например «Гиперсвязи», «Время обоснованных сомнений» – были рассчитаны на привлечение мгновенного внимания публики. В мир рефлексий молодых художников погрузился наш корреспондент и подвёл итоги.
Эта биеннале выросла из фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идёт?», который проводился с 2002 по 2006 год. Задачей проекта было открытие новых имён исключительно на российской арт-сцене. Однако с приобретением нового – биеннального – статуса проект стал международным. Российским художникам пришлось потесниться, а в этом году наших на биеннале было совсем мало.
«Не был выбран ни один русский куратор и ни один русский проект в качестве трех стратегически важных – таков был выбор экспертов. Были споры, и было мнение, что нужно выбрать хотя бы один проект русского куратора, но как показалось членам экспертного совета, они не дотягивали по уровню и вызывали больше сомнений. И было решено не идти таким путем», – пояснила член экспертного совета Биеннале Ирина Горлова.
Кураторы основного проекта в последнее время тоже приглашённые, в этом году выбор пал на Надима Саммана. Несмотря на молодость, куратор из Великобритании уже покорил мировое арт-сообщество. Основной проект биеннале – «Глубоко внутри», сочетающий в себе философию и новейшие технологии – вызвал шквал обсуждений. Саммана хвалят за то, что не стал приглашать уже известных молодых звёзд, как делали его предшественники, а следовал изначальной концепции – открывать новые имена. А вот сама тема, по мнению некоторых специалистов, – не нова. От новатора Саммана ждали большего.
«При всём радикализме и обращениям к цифровым технологиям, это проблемы - не новые, которые поднимают сейчас молодые художники, не новые. Другое дело, что они анализируют их с позиции сегодняшнего дня, но это проекты, которые укоренены в истории искусства начиная с Ренессанса», - подчеркнула член экспертного совета Биеннале молодого искусства Дарья Пыркина.
По-разному восприняли и два стратегических проекта биеннале. Жуан Лайя, куратор выставки «Гиперсвязи», например, полностью отказался от сопроводительных текстов, и разбираться в запутанных концепциях доверил не всегда искушённому зрителю. В итоге выставка осталась недопонятой. То же самое произошло и с экспозицией «Время необоснованных связей». Интеллектуальная, тонкая, не для всех – она не совсем вписалась в контекст художественной биеннале.
«Нужны другие системы коммуникации со зрителем, нужна попытка погрузить в суть дела, а не просто из старинного французского трактата без перевода целую стенку листами заполнять – это странно», – сказал арт-критик и член экспертного совета Биеннале Сергей Хачатуров.
Впрочем, современные художники и кураторы и не ждут от публики понимания. Для них реакция отрицательная порой предпочтительнее положительных отзывов.
V Биеннале молодого искусства вызвала у публики и арт-сообщества разные реакции – её хвалили и не понимали. О ней спорили, многие и вовсе проигнорировали это событие. Биеннале этого года специалисты назвали одной из самых удачных, но говорить о феноменальном успехе невозможно. Очередь на биеннале «как на Серова» – пока что из области фантастики.