57-я Венецианская биеннале современного искусства приветствует первых гостей
57-я Венецианская биеннале современного искусства сегодня распахнула двери для широкой публики. Выставка – из числа старейших и крупнейших в мире: одного года рождения с кинематографом, 1895-го. Биеннале отличается стремлением обновлять круг участников. На нынешней – из ста двадцати сто три выставляются в Венеции впервые. Темы и концепции год от года меняются.
В этом году биеннале пытается уйти от злободневности. Её куратор Кристин Масель, главный куратор парижского Центра Помпиду, выступает за чистое искусство. Она хотела бы, чтобы биеннале выглядела как манифест творчества и гуманизма. В девизе это выражено с плакатной напыщенностью – «Viva Arte Viva». Заметим сразу, что экспозиция российского национального павильона на этот девиз откликается, скорее, формально. Не очень он ей подходит. Из Венеции сообщает Зинаида Курбатова.
Свежий ветер с лагуны, солнце Венеции и знаменитые сады Жардини, которые в эти дни особенно привлекают искусствоведов, галеристов, художников и просто людей, которые хотят быть в тренде. Павильон России, построенный ещё великим Щусевым, несёт буквы Theatrum Orbis – это название нынешней выставки, многозначительно отсылающее к картографу, создавшему первый атлас мира.
Семен Михайловский, ректор Петербургской академии художеств, уже не первый год – комиссар павильона России и куратор выставки. В этом году он был нацелен на то, чтобы презентовать исключительно молодых и дерзких, но увидел проект, над которым работал в своей студии Гриша Брускин, и первым пригласил его. Затем к тяжеловесу в современном искусстве присоединилась молодёжь, Саша Пирогова со своим видео-артом и группа Recycle, Андрей Блохин и Георгий Кузнецов.
Гриша Брускин, бывший в советские времена нонконформистом, в 1988-м стал знаменитостью после того, как Sotheby's продали за невероятную сумму его работы. Над нынешним проектом он работал три года, музыку, а вернее, шумы и звуки, написали специально по его заказу.
Гриша – не только художник, но и писатель, философ, глубоко осмысливающий проблемы толпы, маленького человека и власти, или – как в нынешнем проекте «Смена декораций» – проблемы терроризма, страха. Видео на стене, полутемный зал, странные звуки. Даже неподготовленный зритель будет потрясен.
Через лестницу-воронку нужно спуститься на первый этаж. В этом есть что-то инфернальное, но это и была одной из целей Recycle. Они изображают девятый круг ада. Это похоже на обломки льда, в которые вмонтированы фрагменты человеческих тел. Дети 1990-х, выросшие на игрушках вроде «Тетриса», Андрей и Георгий предлагают зрителям поиграть в приложение для гаджета. И тогда фрагменты превратятся в человека.
Четыре разных художника - всегда риск того, что не срастется. Одно будет мешать воспринимать другое. Мастодонт задавит молодых. Но в русском павильоне с проектом Theatrum Orbis этого не случилось. Гармония такая, как будто художники договорились.
Читайте также:
ГМИИ имени Пушкина представляет на Венецианской биеннале актуальное искусство