Эксклюзивные чертежи и рисунки архитектора Имре Маковеца показывает Музей имени Щусева
«Мне всегда хотелось построить то здание, которое и есть настоящий живой дом времён золотого века», - говорил венгерский архитектор Имре Маковец. В своих проектах он соединял небо и землю, время и пространство, свой внутренний мир и образ своей страны. В столичном Музее архитектуры открылась выставка работ Имре Маковеца. Эксклюзивные чертежи, рисунки и фотографии рассмотрели «Новости культуры».
Лоб – это крыша, наличники – брови, подоконники – локти. Название частей дома на венгерском языке полностью совпадает с названием частей тела человека. Антропоморфизм в идеях Имре Маковеца соединился с архитектурой: фасады домов – будто лица, потолок в поминальной часовне – человеческие ребра. Они же могли быть и крышей павильона в Севилье, а его поверхность формой напоминать животного.
«Неслучайно эта выставка называется "Соединяя небо и землю". Я думаю, что это человек думал про то, как Земля, как люди Земли взаимодействуют со Вселенной. И, конечно, эта архитектура гуманистична. Она и органична, в ней есть мистика. Это какие-то фантастические сооружения», - описывает директор Музея архитекторы имени А.В. Щусева Ирина Коробьина.
«Каждое здание – законченная мысль», - считал Имре Маковец. И исследовал пространство – изучал положение человека в нем: лежа, сидя, стоя. Его интересовало народное искусство: знаки и символы. Он пытался соединить небо и землю в одной плоскости. Для эксперимента архитектор использовал апельсин.
«Апельсин – это только способ. Маковец рассматривал апельсин как мир, Вселенную. Имре предложил нарезать апельсин по спирали и, тем самым, разложить его на плоскости. Она напоминает s-подобные руны, у кожуры – темная и светлая сторона, как мужское и женское начало, как инь и янь. На двойственности он и построил в дальнейшем свое творчество», - объясняет куратор выставки, архитектор, ученик И. Макевеца Леринц Чернюш.
Римско-католическая церковь Святого Духа в городе Пакш - s-подобные руны и у основания, и в самом строении. По бокам –два ангела, купала украшают солнце и луна – как символы двух начал – мужского и женского.
Имре Маковец считал, что в истории с Иисусом Христом самое важное не распятие, а его воскрешение, потому в Римско-католической церкви Иисус тянется к свету, но служителям церкви это не понравилось, и они перед зданием поставили само распятие. Архитектор не растерялся и на нем обозначил символы своей философии.
Один из основоположников органической архитектуры Имре Маковец большое значение придавал деревьям – он вообще считал, что в древности те могли передвигаться. В своих проектах архитектор использовал их и с кроной, и с корнями.
«Он относился к деревьям как к живому объекту, считал, что это охранники, которые находятся среди нас», - рассказывает Леринц Чернюш.
Имре Маковец ушел из жизни в 2011-м. После смерти его ученики нашли наброски церкви и дорисовали их. Спонсорами экуменической церкви в Девечере стали 13 лесников. Своим последователям Маковец оставил не только искусство, он не уставал повторять: «Оставайтесь свободными – не только художниками, но и людьми».