На "Винзаводе" демонстрируют советские спортивные плакаты
«Спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства» - эти слова Пьера де Кубертена вполне вписываются в контекст выставки, которая проходит в Центре современного искусства «Винзавод». На ней демонстрируют спортивные плакаты, сделанные, что называется, «в ногу со временем»: от авангардных, созданных в 20-х годах , романтичных 50-х - до схематичных и лаконичных 80-х годов. А название экспозиции можно расценить и как спортивный лозунг: «Больше жизни!». Выставка приурочена к шестидесятилетнему юбилею «Лужников». К слову, работы представлены из фондов комплекса.
На выставке и сам почувствуешь себя настоящим спортсменом. Экспозицию выполнили в форме стадиона, где и беговые дорожки есть и трибуны, на которых и разместили поддержку, проверенную многими поколениями – собственно, сами плакаты.
С напутствиями, призывами, фразами, которые уже едва ли где услышишь. Плакатов на этой спортивной арене порядка двухсот – самых знаковых из более чем трехтысячной коллекции Лужников. Одни из самых ранних датированы двадцатыми и тридцатыми годами.
«Добротные, прорисованные. Видимо, делались академическими художниками, знающими анатомию и другие принципы большого искусства. Если смотреть протяженность к нашему времени, то видно смену стилей. Есть небольшой слом, когда мы видим, что плакатами начали заниматься художники не очень высокого уровня. И они создавали милые и немножко смешные плакаты», - отмечает куратор выставки Елена Китаева.
Но и они оказали немалое влияние на иллюстраторов-постмодернистов. Плакаты здесь самые разные. Есть инструкции, листовки со стихами, причем не кого-нибудь, а Василия Лебедева-Кумача; афиши Олимпиады-80, всесоюзных спартакиад.
«Лужники были открыты 31 июля 1956 года, а буквально спустя несколько дней на стадионе состоялись первые игры спартакиад народов СССР. Это – первый плакат первого соревнования на территории спорткомплекса «Лужники», - показывает представленный на выставке плакат заместитель директора по коммуникациям и продвижению, куратор музейных проектов АО «Лужники» Юлия Журкина. – Плакат автора – художника Калита. Ленинградская типография печатала эти плакаты, как и многие плакаты того периода».
За пределами этого выставочного стадиона можно увидеть и работы этого года – дополняет коллекцию специальный проект – более 60 плакатов нескольких современных художников. Александра Кузнецова одна из них.
«От нас требовалось, имея историческую подложку, нанести на нее современное типографическое текстовое решение. Это довольно творческая задача. Лично у меня не получилось ограничиться только текстовой и типографической частью, я еще чуть-чуть трансформировала картинку», - рассказывает академический руководитель программы «Дизайн» школы дизайна Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Александра Кузнецова.
Поиск новых смыслов и решений дает «больше жизни» явлению и без того очень энергичному – советскому плакату, стиль которого узнаваем независимо от года создания.