Ла Скала представил в Большом "Реквием" Верди
В Большом театре продолжаются гастрольные выступления миланского Ла Скала. Нынешний визит итальянской труппы, в рамках фестиваля «Черешневый лес», проходит под знаком Верди. Открылись гастроли оперой «Симон Бокканегра», а следующим номером программы стал «Реквием». Директор театра подчеркнул, что это произведение – «фирменная вещь Ла Скала», которую «публика просит всегда». Исполнила «Реквием» международная команда солистов. Хором и оркестром дирижировал маэстро Риккардо Шайи - один из самых знаменитых интерпретаторов музыки Верди.
Итальянский Ла Скала не в первый раз привозит в Москву «Реквием» Верди. Композитор посвятил его памяти писателя Алессандро Мандзони и лично дирижировал премьерой в миланском соборе Святого Марка. С тех пор произведение - в репертуаре театра. В этот вечер «Реквием» звучит в память жертв, погибших в Италии при землетрясении в августе. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин попросил публику почтить ушедших минутой молчания.
Реквием – восемьдесят пять минут молитвы. На сцене девяносто человек – только хор. Такой мощи Большой не слышал давно.
Кажется, сам воздух пропитан и загипнотизирован музыкой. Хормейстер Бруно Казони третий раз наблюдает в Москве за этим священнодействием.
«Я страдаю вместе с ними, - признается Бруно Казони. - Мы пытаемся, как можно лучшим образом выразить музыку и чувства, которые дает этот "Реквием"».
Не только на театральной сцене - певцы Ла Скала исполняют «Реквием» в кафедральных соборах. Но в отличие от них - в Большом нет резонирующего эха.
Помимо хора - четыре солиста. Мария Сири исполняла фрагменты из «Реквиема», но целиком впервые спела в этот вечер.
«Я много раз пела "Реквием" в качестве хористки, наконец, мне удалось спеть в качестве солистки, конечно, я счастлива», - говорит сопрано Мария Хосе Сири.
Среди приглашенных звезд - солист Большого, бас Дмитрий Белосельский. Говорит, что поёт не только голосом, но и сердцем.
«Нет, как в других сочинениях места, где можно отдохнуть, - отмечает он. - Здесь каждая нота - на весь золота».
Меццо-сопрано Даниэла Барчеллона поет «Реквием» 15 лет. Каждый раз, выходя на сцену, проживает эмоции, которые трудно передать словами.
«Это, конечно, молитва. Она посвящена тем, кого нет с нами, у каждого есть такой человек, поэтому, когда я пою эту мессу, я всегда думаю об этом», - объясняет она.
Переполненная эмоциями и впечатлениями Ольга Ростропович буквально врывается в гримерку к певице. «Все вибрирует, все клетки. Во-первых, мои родители пели. Папа дирижировал, мама пела, все разучивалось дома, это потрясающие звуки», - вспоминает художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской Ольга Ростропович.
Маэстро Рикардо Шайи после такой музыки чувствует себя опустошенным. Слишком много сказано и отдано. Признаётся, что даже качество тишины было исключительным в этот вечер.
«Прежде всего, это большое и трудное путешествие духа и души, поскольку это отношение с тем, что происходит после смерти. Это очень сложный путь. Это великая партитура. Шедевр композитора, поэтому каждый раз после исполнения «Реквиема» выходишь с невероятными эмоциями», - говорит дирижер Рикардо Шайи.
Когда отзвучала последняя нота, в зале повисла тишина. Казалось, зрители боятся разрушить атмосферу, которую нечасто удаётся создать даже великим мастерам. Ла Скала, слышавший немало оваций, эти в Большом театре запомнит надолго.
Читайте также:
Театр "Ла Скала" в Большом: интервью дирижера Риккардо Шайи
Ла Скала начинает гастроли в Большом театре оперой Верди "Симон Бокканегра"
Труппа Ла Скала провела генеральную репетицию в Большом театре
На "Худсовете". Руководитель Ла Скала Александр Перейра
В Москве начинаются гастроли театра "Ла Скала"