Фестиваль NET начался с "Праздников будущего"
Фестиваль NET – "Новый европейский театр" – открылся в Москве. Это действительно новый театр – без привычных сценических трактовок классики. Спектакль-променад, спектакль-перформанс, спектакль-открытая репетиция. Вариантов много, и каждый предлагает свой способ контакта со зрителем. Фестивальную программу открыли "Праздники будущего" – британская группа "Forced Entertainment" базируется в Шеффилде, где даже нет театральной площадки, а вот театр рождается. Очередной эксперимент оценила Яна Мирой.
Возможно, в будущем совсем не останется мужчин, создадут банк генетического материала и они станут попросту не нужны. А может быть мужчин будет очень мало, они будут жить во дворцах, словно принцы, а женщины возьмут на себя всю грязную работу. Может быть, люди станут более духовными и умиротворенными, а, может быть, совсем наоборот. Такие прогнозы и гипотезы обсуждаются в постановке "Праздники будущего" британской театральной компании "Forced Entertainment".
"Мы не любим понятие "послание". И своей аудитории мы всегда говорим – вам придется поработать. Вы должны думать и сами искать ответы. Мы стараемся делать театр рефлексии – мы отражаем, но ничего окончательного не формулируем", – говорит актриса Кэти Нейден (Великобритания).
Термины – персонаж, пьеса, спектакль – эти артисты не используют. У них в ходу понятия "текст", "исполнение", "момент присутствия". Создавался материал группой авторов, которые много лет работают вместе.
"Все начиналось с импровизаций – что-то вроде мозгового штурма. На этом этапе важно без критики принимать любые идеи. Исходный текст получился очень простым, и нужно было внести конфликт. Мы снимали на видео первые чтения, а потом детально анализировали и обсуждали запись. Так что текст формировался постепенно. У него разговорный стиль – но затрагиваются очень важные темы" , – отмечает Кэти Нейден.
Творения "Forced Entertainment" имеют разную форму. Жанр этого художественного высказывания – синтез стэндапа и камерного спектакля.
По самой афише фестиваля NET можно судить о европейских театральных трендах. На этот раз нет ни одного большого интерпретационного спектакля. Организаторы форума отмечают – театр сегодня сосредоточен не на поиске оригинальных прочтений классических текстов – а на выстраивании новых способов коммуникации со зрителем.
"Мы решили весь интерпретационный театр оставить в стороне в этом году, а заняться вот этими новыми способами, которые естественно влекут за собой увод зрителя из традиционных пространств в галереи, подвалы, на улицы, в заброшенные депо, в действующие вокзалы и так далее", – поясняет арт-директор фестиваля "Новый европейский театр" Роман Должанский.
На фестивале нет ни заданной темы, ни жестких рамок. Организаторы говорят: мы просто очень много смотрим – и как бы сам собой формируется список режиссеров, театров и артистов, которых нужно представить в Москве.
Читайте также:
В Москве стартует 18-й Международный театральный фестиваль NET