Хореограф Матс Эк представил свою последнюю постановку на фестивале "Context. Диана Вишнева"
В Москве на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко на этой неделе рубили дрова. По-настоящему рубили, настоящие дрова. Рубкой сопровождался 15-минутный танцевальный дуэт в постановке выдающегося шведского хореографа Матса Эка. Так открывался IV Международный фестиваль «Context. Диана Вишнева».
Мини-спектакль под названием «Топор» – это одна из последних работ Матса Эка, который объявил в этом году о завершении карьеры. Потому Вишневой было особенно важно его участие. Фестиваль проходил одновременно и в Петербурге. На родной сцене примы Мариинского театра сегодня в восемь вечера состоится и заключительный гала-концерт фестиваля – Диана покажет работу, совместную с нынешним руководителем Парижской оперы Орели Дюпоном. Яна Мирой и Алия Шарифулина сообщают подробности.
В России современный танец как индустрия пока не существует. А вот в Америке и Европе балетные компании – это успешные бизнес-структуры. Context представляет российским зрителям труппы первого ряда. У них очень жесткие контракты. Возможность видеосъемки строго оговаривается. Максимум 3 минуты. Только во время репетиции.
Даже если это очень сложно, форум старается представлять артистов, которые у нас еще не были, устраивать российские премьеры, показывать постановки, созданные специально для Context.
Знаменитая труппа Мориса Бежара после смерти основателя продолжает развиваться. Руководит ею Жиль Роман – прежде первый танцовщик театра, теперь хранитель наследия. Его постановка «Словно с Луны свалившиеся» – российская премьера в рамках фестиваля.
«Современный танец – это не техника, это состояние. Он отражает настроение своей эпохи, идет в ногу со временем. Язык тела может высказать любую идею. Трактовать ее пусть зритель берется сам», – говорит Жиль Роман.
В третий раз Context проводит конкурс молодых хореографов. Все балеты созданы специально для фестиваля. Молодые постановщики предпочитают бессюжетный танец. Исследуют беспредметные категории. Рассказывая о своих работах, часто используют понятие «абстракция».
«Это абсолютно неконкретная веешь. Состояние, чувство, ощущение. А в целом моя работа о возрасте, о времени, о старении о борьбе с собой. О стремлении к идеалу», – поясняет участник конкурса молодых хореографов Павел Глухов.
Еще одно исследование взаимоотношений возраста и танца – творческий и семейный дуэт из Швеции – Матс Эк и Ана Лагуна. Хореограф и его муза. Любой танец от Матса Эка – взрывной, наглый, или в духе театра абсурда, всегда превращается в объяснение вечной любви и страсти. От Эка всегда ждут провокации – и не зря. Как только прилетел в Москву, хореограф отправился за реквизитом – покупать вязанки дров и главный инструмент – топор.
«Топор – он и есть топор, здесь нет никакого тайного смысла. Но вот отношение к нему у героев танца разное. Для мужчины – это инструмент практического толка, для женщины – оружие, символ насилия. Мне хотелось показать любовь двух людей, между которыми лежит топор», – поясняет Матс Эк.
«Топор» – это последняя работа легендарной пары. В Москве они объявили о том, что заканчивают карьеру. А вот «Контекст» будет только расширяться. В этом году фестиваль охватил обе столицы и не скрывает своих планов двинуться на Восток – в России много крупных городов с продвинутой балетной публикой.
Читайте также:
Фестиваль Context Дианы Вишневой пройдет одновременно в двух столицах
Context Дианы Вишневой объединил мировые балетные труппы и молодых хореографов