22 октября 2016, 16:49 22 октября 2016, 17:49 22 октября 2016, 18:49 22 октября 2016, 19:49 22 октября 2016, 20:49 22 октября 2016, 21:49 22 октября 2016, 22:49 22 октября 2016, 23:49 23 октября 2016, 00:49 23 октября 2016, 01:49 23 октября 2016, 02:49

Работы студии "Новая реальность" Элия Белютина выставлены в ММСИ

  • Картинка
  • Работы студии "Новая реальность" Элия Белютина выставлены в ММСИ
  • Картинка
    Работы студии "Новая реальность" Элия Белютина выставлены в ММСИ
  • Работы студии "Новая реальность" Элия Белютина выставлены в ММСИ
Они были как будто сектой – художник и преподаватель Белютин и его "товарищи по живописи", как он сам называл своих учеников. После разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже белютинцы стали изгоями. А сегодня картины белютинцев можно обнаружить в коллекциях многих музеев мира.

В Московском музее современного искусства открылась выставка под названием «Новая реальность». Речь – о легендарной студии Элия Белютина. Они были как будто сектой – художник и преподаватель Белютин и его «товарищи по живописи», как он сам называл своих учеников. После разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже белютинцы стали изгоями. «Новая реальность» переместилась с Большой Коммунистической улицы в Москве на дачу учителя в Абрамцеве. И там началась её новая жизнь, уже практически в полной изоляции. А сегодня картины белютинцев можно обнаружить в коллекциях многих музеев мира. Антон Николаев – об очередной демонстрации новой реальности.

Творчество советского художника и теоретика искусства Элия Белютина можно отнести к жанру «if-history» – «история "если"». Таким могло бы быть советское официальное искусство 1960-х годов, если бы утопический, как понятно сегодня, проект Белютина увенчался успехом.

Для его реализации Белютин в конце 50-х сколотил группу единомышленников, вошедшую в историю искусства как студия «Новая реальность», выходцы из которой, по замыслу художника, со временем должны были перехватить эстафету у соцреалистов и стать новым официальным искусством.

«На волне эмоционального подъема после Великой Победы, когда задул свежий ветер оттепели, людям стало казаться, что они многое могут. И в этих обстоятельствах Белютин выступил с идеей о том, что нашей стране и нашему обществу необходимо новое искусство, что старая академия больше не актуальна», – пояснила куратор выставки Анна Карганова.

Мозаичные панно на тему полета Гагарина на фасадах домов могли бы выглядеть как картина художника Геннадия Ларишева. А знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», возможно, напоминала бы холст Александра Крюкова «Союз серпа и молота». Ещё один участник белютинского кружка Тамара Тер-Гевондян по-своему увидела труд рабочих на заводе «Серп и молот».

«По сути мы видим здесь танец людей, которые управляют огнем. Собственно, в этом была суть белютинского метода – художник не дает зеркальное изображение того, что видит, а дает свое эмоциональное переживание», – подчеркнула Анна Карганова.

В отличие от многих нонконформистов, Белютин не был в оппозиции к советской власти. Он лишь предлагал новый художественный язык взамен устаревшего, на его взгляд, соцреализма. Поначалу творчество белютинцев вызвало интерес, его самого даже приглашали преподавать в нескольких вузах, однако историческая выставка 1962 года в Манеже, которую посетил Хрущев и в ходе которой он подверг резкой критике отдельных экспонентов, навсегда закрыла белютинцам двери в официальное искусство.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация