10 декабря 2016, 16:05 10 декабря 2016, 17:05 10 декабря 2016, 18:05 10 декабря 2016, 19:05 10 декабря 2016, 20:05 10 декабря 2016, 21:05 10 декабря 2016, 22:05 10 декабря 2016, 23:05 11 декабря 2016, 00:05 11 декабря 2016, 01:05 11 декабря 2016, 02:05

Выставка работ грузинских авангардистов проходит в Музее имени Пушкина

  • Картинка
  • Выставка работ грузинских авангардистов проходит в Музее имени Пушкина
  • Картинка
    Выставка работ грузинских авангардистов проходит в Музее имени Пушкина
  • Выставка работ грузинских авангардистов проходит в Музее имени Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет живопись авангарда, которая для описания авангарда используется не часто, потому что это не Малевич, не Кандинский, не Пикассо и не Миро. Это Гудиашвили, Какабадзе, Гамрекели, Оцхели.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет живопись авангарда, которая для описания авангарда используется не часто, потому что это не Малевич, не Кандинский, не Пикассо и не Миро. Это Гудиашвили, Какабадзе, Гамрекели, Оцхели. Это имена из числа тех, чьими картинами можно без колебаний иллюстрировать статьи о супрематизме, кубизме, футуризме.

Тифлис в начале двадцатого века бурлил. Артисты создавали в городе атмосферу богемного Парижа. Некоторые художники ехали к первоисточнику, поселялись в легендарной коммуне "Ля Рюш", Улей, чтобы потом вернуться и привнести в жизнь города ещё больше французского. Недолго наблюдал за этим, изумляясь и сторонясь, житель подвалов Нико Пиросманишвили. Его клеёнки среди авангардных полотен, как бедные родственники, которые высказываются невпопад. Но как велика сила притяжения Пиросмани! Он и нашего корреспондента Антона Николаева увлёк сильнее других авторов.

"Что происходит с нами, когда мы смотрим сны? Художник Пиросмани выходит из стены…", - эти строки грузина Окуджавы могли бы стать эпиграфом к выставке грузинского авангарда. В ней принимают участие российские музеи, а также частные собрания России и Грузии. Однако экспозиции, задуманной как исследование целого периода в истории грузинского искусства ХХ века, безусловно, не хватило присутствия ведущих художественных музеев Грузии, которые не смогли принять участие в выставке из-за сложных дипломатических отношений между двумя странами.

"Конечно, очень правильно было бы сделать выставку вместе с Грузией. Но если обстоятельства так складываются, что гора не идет к Магомеду, мы решили приблизить эту ситуацию к нам. В результате действительно оказалось, что очень важные вещи находятся в России. Мы это знали, но не представяли себе вполне", - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Того, что хранится в российских собраниях, хватило на три этажа Музея личных коллекций. Точка притяжения всей выставки – раздел, посвященный творчеству Нико Пиросмани. Конечно, это никакой не авангардизм, скорее, примитив, первобытность - в исконном понимании этого слова. Пиросмани жил и творил примерно в то же самое время, что и те грузинские художники-авангардисты, работы которых представлены на выставке. Но не более того. Просто любая выставка о грузинском искусстве без участия Пиросмани будет не полной, поэтому кураторы не смогли себе отказать в удовольствии показать российской публике картины этого удивительного, ни на кого не похожего художника, который никогда не учился живописи, но при этом его называют грузинским Джотто. 

"Пиросмани называли таким духанным художником. Это был художник, который за кусок хлеба и стакан вина писал работы для увеселительных заведений. Ему не нужно было ничего больше. Иногда писал и портреты под заказ. Но его портреты всегда символичны, ты никогда не можешь определить точно. Я бы их назвала псевдопортретами, может", - отмечает коллекционер, куратор выставки Ивета Манашерова.

Собственно сам грузинский авангард занимает два других этажа. Зрители увидят картины Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и некоторых других грузинских художников. Авангардная мысль оказала влияние не только на живопись, но и на кино, театр. На выставке представлены костюмы к спектаклям, шедшим на подмостках грузинских театров в начале ХХ века. В Пушкинском музее надеются, что эта выставка отвечает на вопрос, почему в начале ХХ века Тифлис называли "маленьким Парижем". 

Новости культуры

Читайте также:

Выставка грузинского авангарда открывается в ГМИИ имени Пушкина

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация