Москва простилась с Валерием Беляковичем
Валерия Беляковича называли гением альтернативы. Белякович - человек-легенда театральной Москвы, взорвавший сценическую рутину эпохи застоя, актер широчайшего диапазона, постановщик десятков спектаклей, создатель знаменитого московского театра… Сегодня столица проводила мастера в последний путь. Его похоронили на Востряковском кладбище. Местом прощания стал Театр на Юго-Западе.
У той самой пристройки на юго-западе, которую Валерий Белякович превратил в один из самых ярких театров столицы конца семидесятых, сегодня с утра много людей, цветов, молчания. В черном пространстве зала –люди известные и неизвестные, обычные зрители – благодарят, говорят от сердца, не стесняются слез.
Народный артист России Владимир Коренев: «Создать на окраине Москвы театр без помощи практически государства, влюбить в театральное дело огромное количество молодых людей, почти непрофессионалов, сделать из них замечательный коллектив, вывозить за границу спектакли – мы потеряли большого режиссера и замечательного человека».
И, правда, в его театре каждый был всем – актером, монтажером, билетером, костюмером. Да и сам Белякович когда-то работал… дворником. И при этом ставил спектакли, о которых говорила вся Москва. А потом заговорили в мире. Его «Гамлет» в 1987-м взорвал Эдинбургский фестиваль. Постановки в Америке и Японии шли с аншлагами.
Писатель, литературовед Лев Аннинский: «Он был человек неожиданный. И когда он появлялся на сцене, было ясно: этого-то не ждали, а, оказывается, это должно было быть сейчас».
Валерий Белякович пробовал ставить и во МХАТе Горького, и два сезона в Театре Станиславского, но в центре столицы, вдалеке от своего «театра на окраине», ему было явно неуютно. Он только выпустил премьеру «Макбета» и начал репетировать новую пьесу четыре дня назад…
Заслуженный артист России Олег Леушин: «Мы начали 5 декабря эту пьесу репетировать, все было прекрасно, мы слушали музыку, мы бегали по сцене, придурялись, шестого числа с утра я проснулся на репетицию, и она не состоялась. Но все равно, пока мы живы, пока зрители сюда ходят, мы на эту сцену выходим, значит, будет жив Валерий Белякович».