Премии Тернера удостоена Хелен Мартен
Премия Тёрнера была присуждена на этой неделе. Эту британскую премию за достижения в области современного искусства неизменно сопровождают язвительные комментарии, смысл которых в том, что произведения победителей лишены смысла: или вовсе его лишены, или он трудно уловим. Хотя искусство бессмысленности вполне можно признать одним из проявлений постмодернизма. Можно и дальше пойти – признать, что отсутствие внятного смысла есть знак нашего времени, что человечество сходит сума и тому подобное. Посмотрим, как выглядят работы финалистов премии.
"Кирпичный костюм" – в этом произведении смысл просматривается: человек-стена, воплощённое равнодушие, можно строить догадки. Конструкция из ватных палочек, стекла, кожи, алюминиевой стружки и подметок. В этом случае самое богатое воображение может оказаться бессильным, но это довольно распространённый метод в искусстве наших дней: каждый элемент в произведении наделён смыслом ещё до его использования, а произвольное сочетание этих элементов - нет. На полу рассыпаны монеты. На этот счёт кураторы дают разъяснения: это черта бедности, на полу ровно та сумма, которая объявлена британским правительством минимальной для выживания семьи. Пятерни на ягодицах – это повтор того, что в начале 1970-х придумал, но не реализовал итальянский архитектор Гаэтано Пеше. Так должен был выглядеть вход в дом на Манхэттене. И он тогда, и нынешний автор Антея Гамильтон объявили: "Это ягодицы конкретного очень известного человека, и я не скажу, кого именно".
А достался приз Тёрнера другой даме – Хелен Мартен с той самой конструкцией из ватных палочек и подметок. Как сказано в аннотации к её работам на сайте галереи "Тейт", они загадочны и приглашают к игре. Вознаграждение в 25 тысяч фунтов Мартен намеревается разделить с другими финалистами, считает, что так справедливее. И с ней не поспоришь.
Читайте также: