Новый взгляд на "Десять дней, которые потрясли мир". Знаменитый спектакль Юрия Любимова поставил Максим Диденко
«10 дней, которые потрясли мир» − так назывался знаменитый спектакль Юрия Любимова и так же называется постановка Максима Диденко и Мастерской Дмитрия Брусникина. Премьера − в этот вечер. Алия Шарифуллина продолжит.
Этот спектакль никто не сможет увидеть целиком. События происходят одновременно как минимум в пяти пространствах. Чтобы в них оказаться, нужно преодолеть длинные, темные коридоры. Причем, единственно верного пути – когда и куда свернуть – нет. У каждого зрителя – свой маршрут.
«Основная метафора в том, что зритель − это Джон Рид, который ходит по Петербургу. В зависимости от того, куда он пойдет, то он и зафиксирует в своей памяти и такую картину составит», − пояснил режиссер Максим Диденко.
Любимовские «Десять дней, которые потрясли мир» были одним из первых иммерсивных спектаклей, как сегодня бы сказали, спектаклей. Действие начиналось уже на площади у метро, где матросы распевали революционные песни и частушки, на входе в театр стояли солдаты, накалывая билеты зрителей на ружейные штыки.
Сцена была то Зимним дворцом, то тюрьмой − декораций практически не было. Местом для своих экспериментов Диденко выбрал Музей Москвы, а точнее выставку «Любимов и время». Художник этого необычного пространства – Алексей Трегубов.
«Мне важно было передать эту атмосферу, открытого театра, публичного, балаганного, революционного, языком которого Любимов создавал этот спектакль», − отметил художник Алексей Трегубов.
Это не восстановленная постановка Любимова, скорее посвящение режиссеру. Максим Диденко хоть и изучил либретто к спектаклю на Таганке, но сделал, как говорит, свободную фантазию на тему революции, какой она видится нам из сегодняшнего дня. Получилась хаотичная картина.
«В советское время было понятно: кто хороший, кто плохой. Понятен был весь нарратив, потому что он был очень идеологизирован, формализован, в этой связи все было понятно. А сегодня − все ориентиры сбиты. Очень многие исторические фигуры мумифицированы, канонизированы и превратились в священных коров, которых нельзя никак трактовать», − подчеркнул Максим Диденко.
«Набор аттракционов» − такое определение дал своему спектаклю Любимов. Для Диденко театр – вообще аттракцион. Полифония, хаос, минимум слов, максимум действий − новые «Десять дней, которые потрясли мир» будут идти, согласно названию, всего десять дней.