6 октября 2017, 09:50 6 октября 2017, 10:50 6 октября 2017, 11:50 6 октября 2017, 12:50 6 октября 2017, 13:50 6 октября 2017, 14:50 6 октября 2017, 15:50 6 октября 2017, 16:50 6 октября 2017, 17:50 6 октября 2017, 18:50 6 октября 2017, 19:50

Уникальные веера из коллекции музея-усадьбы "Останкино" можно увидеть в Центре имени Грабаря

  • Картинка
  • Уникальные веера из коллекции музея-усадьбы "Останкино" можно увидеть в Центре имени Грабаря
  • Картинка
    Уникальные веера отреставрировали и выставили в Центре Грабаря
  • Уникальные веера из коллекции музея-усадьбы "Останкино" можно увидеть в Центре имени Грабаря
На выставке представлены практически все существующие типы вееров - из жёстких пластин, ажурные или тканевые, для балов и карнавальные. Для некоторых экспонатов эта выставка стала первым выходом в свет.

Уникальные веера середины XVIII - начала XX веков из коллекции музея-усадьбы "Останкино" представили в реставрационном центре имени Грабаря. На выставке представлены практически все существующие типы вееров - из жёстких пластин, ажурные или тканевые, для балов и карнавальные. Для некоторых экспонатов эта выставка стала первым выходом в свет. Репортаж Анны Галинской.

В Реставрационном центре имени Грабаря опустели мастерские. За рабочими столами никого нет, сохнет клей, и свет горит впустую. Реставраторы любуются своей работой. Четыре года они потратили на то, чтобы вернуть к жизни 34 веера. На видео показан процесс - ювелирная работа, и это не образное выражение. Использовали и ювелирное оборудование, и художественные кисточки, и даже стоматологические инструменты.

"Идеальный инструмент для удаления загрязнений - это иглы и маленькие ершики. Я специально положила зубочистки, чтобы показать, какими тонкими и миниатюрными предметами мы работаем, чтобы снять загрязнения", - объяснила заведущая отделом реставрации ВХНРЦ им. Грабаря Лариса Гетьман.

Из всей коллекции только один веер пока не тронут мастером - на его реставрацию собирают средства. Он XVIII века, украшен не только резьбой, еще и фольгой - серебряной и золотой. Если приглядеться, можно увидеть крохотные цветочки - толщиной в полмиллиметра. Триста лет назад над одним опахалом трудились сразу несколько вееровщиков - одни делали экраны, другие - остовы, третьи - собирали эти детали. Реставрировали же их всего два человека. Лариса Гетьман рассказывает, что главное в этой работе - раскрыть секреты.

"Здесь своя тайна была - одна из пластин была закреплена к главной пластине, и когда я их отделила, нашла маленькие фрагменты, буквально в три миллиметра ленточек, и я поняла, что каркас этого веера состоит из ленточек, потому что сами пластиночки - тоненькие-тоненькие, как лист бумаги. Им нужна была поддержка", - поделилась Лариса Гетьман.

За каждым веером когда-то скрывалось хорошенькое личико. Каждый когда-то был инструментом для кокетства. Открытый веер правой рукой к левой щеке - сказать "нет", закрытым веером указать на сердце - признаться в любви, полузакрыть - намекнуть о сомненьях. Бризе, плие, редкие кокарды - на выставке только один такой, веера-экраны - чтобы прятать мушки от каминного жара. Есть даже с карандашами - нумеровать кавалеров.

"На спицах веера - номера и маленький карандашик. На этих спицах дама записывала кавалеров, которые ее приглашали на танцы. и, таким образом, у нее формировлаась запись по приглашению", - объяснила заместитель директора по научной работе Ольга Темерина.

Записные книжки были разных размеров - у этой, например, карандаш затерялся во времени. Веерам придавали огромное значение. Вееровщиков искали так же тщательно, как кузнецов для изготовления мечей. И материал подбирался так же скрупулезно, как сталь. Ведь веер - то же оружие, иногда сражающее наповал.

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация