В петербургском Манеже продолжается выставка граффити-художников со всей страны
В Северной столице продолжается первое масштабное исследование уличного искусства. В Манеже работы 70 авторов из разных городов России - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. А рядом с павильоном - граффити-джем, где художники работают на глазах у публики.
Александр Жунёв приехал в Петербург из Перми. Он создаёт свои произведения на улицах уже 10 лет, в последние время много работает с цветным скотчем на сетках. С помощью него и сделал эту инсталляцию - "тру ли" - название здесь не просто обозначает действие, это ещё и игра слов.
"Я хотел, что бы было и слово "тереть", и слово "true" - от английского "правда". Идея такая, что "тру ли" - это когда рука руку моет. Видите - рука руку потирает, причём одна рука мужская, а другая - женская. Ты можешь взять краску, какой-нибудь другой материал, выйти на улицу, нарисовать - и это увидят все. Не нужно цензуру проходить, никто не будет корректировать. Здесь прямой диалог между художником и зрителем, и это самое ценное в стрит-арте", - говорит художник Александр Жунёв.
Чтобы показать весь срез современного российского стрит-арта в петербургском Манеже, организаторы больше года ездили по стране - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, искали художников, которые творят в городской среде, отбирали их работы. Представили произведения самых активных - 70 художников из 17 городов.
"Такая выставка впервые не только в Манеже, но и в России в целом. Потому что такого крупного, масштабного музейного проекта, посвященного стрит-арту, причём российскому стрит-арту, в нашей стране ещё не было", - рассказывает замдиректора по развитию ЦВЗ "Манеж" города Санкт-Петербурга Анна Ялова.
Перед организаторами встал серьёзный вопрос - как перенести уличное искусство в выставочный зал? Некоторые привозили готовые произведения - скульптуры, инсталляции, картины. Другие приезжали заблаговременно и расписывали предложенное им пространство в Манеже.
Эти стены - творчество коллективное: созданы художниками и посетителями выставки. Каждый может что-то добавить и почувствовать, пусть и ненадолго, себя художником. Правда, придётся не только придумать, что написать или нарисовать, но и о чем. Единственное ограничение - надпись или рисунок не должны быть цветными.
Воспользоваться можно, к примеру, другой стороной ручки. А на площади у западного фасада Манежа возвели бетонные стены, которые на глазах у зрителей расписывали участники выставки.
"Нужно изначально нарисовать скетч, который переносишь на стену. Скетч у меня в голове - я уже дома потренировался и сейчас буду его переносить", - объясняет художник Николай Super.
Николай предпочитает буквенные композиции. Везде рисует свой псевдоним - Super. Называет себя последователем классической нью-йоркской школы граффити, которая зародилась за океаном в 70-ых. Отмечает - граффити помогает ему выразить своё "я", хотя его творчество исключительно декоративное и не несёт смысловой нагрузки. Super родом из Петербурга, говорит, в его городе уличное искусство достаточно развито, но коммунальные службы нередко смывают произведения художников. С другой стороны многие компании сами заказывают художникам украсить здания, в которых размещаются их офисы. Получается двоякая ситуация.
"Это не должно быть самодеятельностью, необходимо получать разрешение соответствующих органов. Тут возникает определенная проблема, но как правило, она решается. Если вы проезжали мимо трансформаторной будки на площади Александра Невского, видели там портрет Сергея Бодрова-младшего. Он очень хорошо вписался в интерьер, и действительно обращает на себя внимание. То, что это искусство интересно и востребованно - выставка в Манеже наглядное тому подтверждение", - отмечает первый зампредседателя комитета по культуре города Санкт-Петербурга Александр Воронко.
Стрит-арт называют самым оперативным искусством - актуальные проблемы быстро находят отражение на крышах, фасадах. Вот только в том же Петербурге нет специальной комиссии, которая решает: достойно ли появившееся произведение остаться в городе. Если речь не идёт о памятнике архитектуры, то последнее слово нередко остаётся за жителями. Ближайшее будущее работ, созданных художниками у западного фасада Манежа известно - их можно будет увидеть до завершения выставки в петербургском Манеже.