В Петербурге реставраторы восстанавливают знамёна наполеоновской армии
Наполеоновские знамёна, которые уже больше двух столетий находятся в качестве трофеев в Петербурге, пытаются спасти в Музее истории религии. Их ткань почти истлела, а краски поблёкли. За дело взялись мастера-реставраторы высокого класса. Впрочем, пока не будет составлен план реставрационных работ, даже они стараются не трогать раритеты руками. Подробности у Дмитрия Ясковского.
Первый этап реставрации самый простой, но зато символичный – сотрудники Музея истории религии снимают бронзовое навершие с одного из наполеоновских штандартов. С ним армия Бонапарта прошла пол-Европы.
Самая трудная часть реставрации – восстановить полотнище, которое когда-то было трехцветным и сверкало серебряными и золотыми нитями, а теперь на истлевшей основе остались лишь фрагменты окрашенной ткани.
«Ткань – это самый разрушающийся материал наряду с бумагой. Если мы положим кусок натурального шелка на подоконник, то через год вы его не узнаете. Там есть животный белок, под воздействием света, пыли и грязи он распадается», - объясняет реставратор Музея истории религии Анна Гутина.
А вот грязь, оседавшая на знаменах десятилетиями и даже столетиями для реставраторов не столько враг, сколько союзник. Она-то и удерживает осыпающиеся остатки ткани. Французские знамена сначала впитали в себя копоть бородинской баталии, затем по традиции полотнища побежденного противника участвовали в триумфальных церемониях победителей, а позже их передали в Казанский собор, где эти трофеи провисели полтора века. К сожалению, реставрация, которую проводили 50 лет назад лишь навредила остаткам полотна – их пытались приклеить к новой основе.
«Кроме мучного клея, не было других клеев, как сейчас. И поверх оригинала проходили валиком по дублировочной ткани, таким образом, разрушая вторично оригинал», - рассказывает реставратор Музея истории религии Светлана Полежаева.
Работа с такими раритетами – это еще и повод для размышлений. Когда держишь в руках в буквальном смысле ткань истории, невольно совершаешь путешествие во времени.
«Французы в 1812 году были обескуражены тем, что русские дрались не на жизнь, а на смерть, они не привыкли так сражаться. Они привыкли, что они парадно и торжественно подходят к городу, а город выносит им ключи, и такая священная народная война – они были очень удивлены», - говорит Анна Гутина.
Отреставрировать предстоит шесть знамен. На каждое из них уйдет примерно полгода. Заново раскрашивать ткань не будут и золоченые нити тоже не восстановят – этого не допускают принципы научной реставрации.