Музей современного искусства представляет ретроспективу Михаила Шварцмана
В Московском музее современного искусства сегодня открывается выставка «Вертограды Михаила Шварцмана». Впервые искусство одного из самых ярких представителей московского андеграунда демонстрируется в диалогах с мастерами разных эпох. Слово «вертоград», вынесенное в заголовок экспозиции, в христианской традиции означает «Райский сад». Этот образ вдохновлял Михаила Шварцмана на создание иератур – произведений, в которых запечатлена духовная суть реального мира. Рассказывает Станислав Дорэ.
Иература – термин, введённый в изобразительное искусство самим Михаилом Шварцманом. В переводе с греческого означает «священный», то есть абстрактные композиции мастера – это что-то вроде зашифрованных сакральных символов, знаков. К слову, Шварцман, создавая свои иературы, прибегал к технике, близкой к написанию икон – использовал дерево, паволоку и левкас. Шварцмана называют художником сложным, загадочным – он, как замок без ключа, или шифр без кода. Куратор этой выставки Сергей Хачатуров всё же решил попробовать их найти, заодно разрушив стереотипы о художнике.
«Разбить футляр сектантства в отношении Шварцмана, потому что Шварцман - это абсолютный монастырь, и поэтому он мало кому интересен и понятен, а я хотел показать, что он очень общителен к разным культурам», - объясняет куратор выставки Сергей Хачатуров.
В подтверждение этого куратор дополнил иературы Шварцмана работами других мастеров разных эпох и культур – здесь и пейзажист XVIII века Робер Юбер и наш современник Александр Бродский. Но найти сходство можно с чем угодно – например, привести к общему знаменателю странные композиции Шварцмана и лабиринты Маурица Эшера. Что говорить про супрематистов. Иературы Шварцмана – это мандалы, иконы, архитектура - в них многое переплетается, напоминает. При этом его работы – некий синтетический продукт, абсолютно самостоятельный и оригинальный.
«Работы Шварцмана напоминают архитектурные планы - с лестницами, какими-то туннелями, перспективами и, в то же время, это анатомический атлас, как будто это органика, как будто - это пульсация крови в венах», - говорит Сергей Хачатуров.
Еще одна кураторская метафора к творчеству Шварцмана – «кристалл», который отражает, расщепляет и искажает. Его иературы - сплав самых разных учений, религий и философских течений. Всё настолько связано, что буквальных цитат и корней в работах Шварцмана, конечно, не увидеть. Их можно только почувствовать, а значит, творчество художника абсолютно открыто для зрительских и кураторских трактовок. И ключ в эту бесконечность может подобрать каждый.