11 декабря 2015, 14:40 11 декабря 2015, 15:40 11 декабря 2015, 16:40 11 декабря 2015, 17:40 11 декабря 2015, 18:40 11 декабря 2015, 19:40 11 декабря 2015, 20:40 11 декабря 2015, 21:40 11 декабря 2015, 22:40 11 декабря 2015, 23:40 12 декабря 2015, 00:40

65 лет назад родился Александр Татарский

  • 65 лет назад родился Александр Татарский
  • Картинка
    65 лет назад родился Александр Татарский
  • 65 лет назад родился Александр Татарский
Дебютный фильм режиссера - «Пластилиновая ворона» - получил более двух десятков наград. «Обратная сторона луны» признана лучшей анимационной лентой 1984 года на фестивале в Лондоне. Культовой стала заставка программы «Спокойной ночи, малыши».

Сегодня исполнилось 65 лет со дня рождения мультипликатора Александра Татарского. Дебютный фильм режиссера - «Пластилиновая ворона» - получил более двух десятков наград. «Обратная сторона луны» признана лучшей анимационной лентой 1984 года на фестивале в Лондоне. Культовой стала заставка программы «Спокойной ночи, малыши». А мультфильм «Падал прошлогодний снег», сразу после выхода на экраны, был разобран на цитаты. 

Никаких сентиментальных эмоций и умильных персонажей. Красивость в мультипликации Александр Татарский называл конфетной упаковкой и делал совсем другое кино.

«Он как раз был против пупсиковости в анимации, против миленьких девочек. Это видно по его анимации – все лупоглазые, немного страшные с обывательской точки зрения», - отмечает креативный продюсер киностудии «Союзмульфильм» Михаил Алдашин.

«Персонаж должен быть персонажем. Персонаж - это персонаж. Полюбить его нужно за его характер, а не за его большую голову и за большие глаза с тремя бликами», - говорит режиссер, художник студии «Пилот» Валентин Телегин.

Александр Татарский провел детство в цирке – там работал его отец. И его мультипликация близка клоунаде. Гэги, эксцентрика, темп. «Пластилиновая ворона» в 1981 году перевернула представление о мультипликации.

Несмотря на все цифровые новшества, техника пластилиновой анимации не изменилась. Создать эту фактуру с помощью компьютера не получается. Как говорят художники, необходимы отпечатки пальцев. Так что сегодня пластилиновые мультфильмы делаются так же, как когда-то «Пластилиновая ворона».

В 1988 году Татарский создал первую негосударственную студию мультипликации – знаменитый «Пилот». Говорил: «Делаем не только фильмы, делаем людей». В «Пилоте» царила атмосфера счастливого молодого сумасшествия. Через студию прошли практически все, кто занимался анимацией в Москве.

«Когда я пришел, он сказал: "Ну что, делай кино". Я сказал: "А какое?" Он сказал: "Да, что хочешь, то и делай". Это, конечно, очень сильное было предложение, я, естественно, не отказался. Много лет в "Пилоте" проработал и делал, что хотел, на самом деле. Приходили студенты, ученые, маргиналы, какие-то люди жили. У нас работали сторожами и заливщиками одновременно», - вспоминает Михаил Алдашин.

Термоядерная бомба постоянного действия – так коллеги говорили о Татарском. В студии успевал всюду, погружался во все. Много делал руками – и ремонт, и оборудование.

«Саша внешне был человеком-натиском, человеком-бурей, человеком-пружиной, генератором идей, который достаточно легко входил со всеми в контакт, рассказывал анекдоты, массу побочных историй. Но то, что касалось профессии, он всегда относился к этому очень серьезно», - говорит режиссер, художник студии «Пилот» Валентин Телегин.

Татарский часто говорил, что мультфильм в среднем создается за 9 месяцев – сравнивал это с беременностью. Сам всегда оставался хулиганом и большим ребенком.

«Детство - это лучшее время человека. И с годами все плохое забывается. Хорошее, наоборот, гипертрофируется даже. То есть не было так хорошо, как мне кажется. Но сейчас кажется, что было замечательно», - рассказывал он.

Выдающиеся фильмы, уникальная студия, целое поколение мультипликаторов. Но самое главное, что, по словам друзей, всю жизнь Татарский создавал параллельную реальность.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация