17 декабря 2015, 09:34 17 декабря 2015, 10:34 17 декабря 2015, 11:34 17 декабря 2015, 12:34 17 декабря 2015, 13:34 17 декабря 2015, 14:34 17 декабря 2015, 15:34 17 декабря 2015, 16:34 17 декабря 2015, 17:34 17 декабря 2015, 18:34 17 декабря 2015, 19:34

В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке

  • Картинка
  • В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке
  • Картинка
    В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке
  • В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке
Ещё несколько десятков лет назад она была главным орудием труда и писателя, и секретарши. Создатели экспозиции рассматривают пишущую машинку без модной ностальгии и отнюдь не в контексте истории технологий. «Ундервуды» и «эрики» как инструменты формирования культуры изучили «Новости культуры».

В Московском музее современного искусства проходит особенная выставка. Она посвящена предмету, который ещё несколько десятков лет назад был главным орудием труда и писателя, и секретарши. Это пишущая машинка, которую создатели экспозиции рассматривают без модной ностальгии и отнюдь не в контексте истории технологий. «Ундервуды» и «эрики» как инструменты формирования культуры изучили и «Новости культуры». 

Инсталляции, арт-объекты – организаторы называют экспозицию культурологическим исследованием, изучают феномен пишущей машинки - казалось бы, прибора устаревшего и вышедшего из употребления. Но если вдуматься, без печатной машинки сложно представить себе XX век.

«Просто показывать историю пишущей машинки людям, которые с ней не сталкивались, сложно, - считает генеральный директор Политехнического музея Юлия Шахновская. - Мы придумали ход, когда рассказываем, как она изменялась с момента появления до смерти, и о ее роли в событиях XX века».

Название выставки – «200 ударов в минуту». И здесь - это не только норматив профессиональной машинистки. «Поскольку это рифмуется с пульсом сердца, это не только про машинку, это про все», - говорит куратор выставки Анна Наринская.

Среди раритетов – пишущие машинки Льва Толстого, Бориса Пастернака, Александра Солженицына. Экспонаты - из государственных и частных собраний. На таких машинках по ночам перепечатывали «Архипелаг «Гулаг», «Реквием» Ахматовой.

«Есть рукопись поэмы «Москва-Петушки» Ерофеева - одного из самых читаемых в самиздательстве текстов. И именно машинка дала возможность донести текст до читателя. Книжка не издавалась до перестройки, но все ее знали», - отмечает Анна Наринская.

Вся литература XX века была сделана, так или иначе, на пишущей машинке, и здесь пример того, как вещь техническая сошлась с культурой.

Стихи из журнала «Синтаксис», с пометкой – «изъято при обыске». Эти машинки - свидетели эпохи: на одних - рождались лучшие произведения XIX и XX веков, на других – строчили доносы, ломавшие судьбы людей.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация