В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке
В Московском музее современного искусства проходит особенная выставка. Она посвящена предмету, который ещё несколько десятков лет назад был главным орудием труда и писателя, и секретарши. Это пишущая машинка, которую создатели экспозиции рассматривают без модной ностальгии и отнюдь не в контексте истории технологий. «Ундервуды» и «эрики» как инструменты формирования культуры изучили и «Новости культуры».
Инсталляции, арт-объекты – организаторы называют экспозицию культурологическим исследованием, изучают феномен пишущей машинки - казалось бы, прибора устаревшего и вышедшего из употребления. Но если вдуматься, без печатной машинки сложно представить себе XX век.
«Просто показывать историю пишущей машинки людям, которые с ней не сталкивались, сложно, - считает генеральный директор Политехнического музея Юлия Шахновская. - Мы придумали ход, когда рассказываем, как она изменялась с момента появления до смерти, и о ее роли в событиях XX века».
Название выставки – «200 ударов в минуту». И здесь - это не только норматив профессиональной машинистки. «Поскольку это рифмуется с пульсом сердца, это не только про машинку, это про все», - говорит куратор выставки Анна Наринская.
Среди раритетов – пишущие машинки Льва Толстого, Бориса Пастернака, Александра Солженицына. Экспонаты - из государственных и частных собраний. На таких машинках по ночам перепечатывали «Архипелаг «Гулаг», «Реквием» Ахматовой.
«Есть рукопись поэмы «Москва-Петушки» Ерофеева - одного из самых читаемых в самиздательстве текстов. И именно машинка дала возможность донести текст до читателя. Книжка не издавалась до перестройки, но все ее знали», - отмечает Анна Наринская.
Вся литература XX века была сделана, так или иначе, на пишущей машинке, и здесь пример того, как вещь техническая сошлась с культурой.
Стихи из журнала «Синтаксис», с пометкой – «изъято при обыске». Эти машинки - свидетели эпохи: на одних - рождались лучшие произведения XIX и XX веков, на других – строчили доносы, ломавшие судьбы людей.