Максим Диденко превратил роман Достоевского в черную клоунаду
«Все спектакли, которые я делаю, - клоунские», - признаётся режиссёр Максим Диденко. Один из главных провокаторов российской сцены, он не изменил своим принципам, даже обратившись к прозе Достоевского. И превратил роман «Идиот» в чёрную клоунаду.
Кажется, Макса Диденко перестали волновать драмы и трагедии. Клоунада - его новое увлечение. Герои «Идиота» Достоевского почти не говорят, зато много двигаются, взаимодействуя друг с другом мимикой и пластикой. Временами смешно, временами страшно, но гротескно и парадоксально.
«Достоевский - очень смешной автор, и взгляд на него как на мрачного и философского автора - узкий, мы снимаем с него мрачную маску, и под ней находится клоунская гримаса», - считает режиссер Максим Диденко.
Кажется, здесь все перевернуто с ног на голову. Женские роли играют мужчины. Князя Мышкина - Ингеборга Дапкунайте. Она одна в этой мужской компании клоунов. Под гримом ее не узнать. Актриса признается, опыт клоунады был, но это далеко не Достоевский.
«Я когда-то играла Макаку-маму, это физический театр, комфортным его называть трудно», - признается актриса Ингеборга Дапкунайте.
То, что Достоевский может быть и таким, Диденко понял, прочитав «Идиота» 9 раз. Самым трудным было убедить других.
Артисты, ввязавшись в эту авантюру, поняли – назад пути нет. «Приходилось нам играть женщин, там все запуталось, и разобраться было невозможно, кто мужчина, а кто женщина», - говорит актер Евгений Ткачук.
Евгений Ткачук играет Рогожина, а потому только догадывается, каково Роману Шаляпину быть Настасьей Филипповной, а Павлу Чинареву - Аглаей. Хотя все точки над i уже расставлены.
«Это яркие маски, яркие образы, В последнюю очередь, когда выходишь на сцене в образе женщины, думаешь об этом. Ты какую-то свою историю рассказываешь», - объясняет актер Павел Чинарев.
Железная дорога превращается в гильотину, детские лошадки, гробы вместо дверей и окон.
Режиссер предупреждает, если чувство юмора страдает, и креатива не хватает, а консерватизм определяет границы, то лучше такого «Идиота» не смотреть. Как минимум - можно разочароваться, максимум - почувствовать обиду за русского классика. Хотя именно этого Максим Диденко хотел бы меньше всего.