Искусство лаковой живописи советской эпохи можно увидеть в Петербурге
Узнать, как менялось искусство лаковой живописи в течение трёх столетий, разобраться в различиях техники и стилей, можно в Петербургском музее истории религии. Там открылась выставка произведений искусства из трёх главных центров лакового промысла: Федоскино, Палеха и Мстёры. Настоящим украшением экспозиции стали настенные панно. Они выполнены в иконописной технике, но на сюжеты, отражающие быт и эстетику советской эпохи. Широкой публике демонстрируются впервые.
От иконы православной к иконе советской. На одной - святой Николай освобождает сарацина из темницы, на другой - колхозники убирают урожай и празднуют победу в социалистическом соревновании. После революции художники из Федоскино, Палеха и Мстёры переключились на актуальные темы.
Пасхальные яйца и иконы, которыми славились российские мастерские до 1917 года, стали невостребованными: в стране активно боролись с любыми проявлениями религиозности. Уникальные народные промыслы оказались под угрозой исчезновения.
Выход нашли в фольклоре. С 30-х годов прошлого века шкатулки с миниатюрной росписью на сюжеты русских сказок стали настоящим брендом Мстёры и Палеха.
"Это были сказочные сюжеты, это были сюжеты на темы русских песен. Это была и тематика историческая, революционная, политическая. Там старались, чтобы изображения на всех предметах декоративного искусства откликались на какие-то злободневные вопросы", - рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии Марина Басова.
Шкатулка с Чапаевым на тачанке. Портрет Сталина. Звезды и космос. Советские традиции, обряды и праздники на шести панно. Последние делались специально по заказу Музея истории религии и должны были стать частью экспозиции в Казанском соборе.
"Эти панно не просто заказали, а наши сотрудники разрабатывали сюжеты, наши фотографы были командированы в самые разные места нашего города для того, чтобы сфотографировать и архитектурные сооружения, и памятники. Потом эти фотографии отправляли художникам, и они на основе этих фотографий разрабатывали иконографию панно", - продолжает Марина Басова.
Впечатляющие художественные памятники советской эпохи так и не были показаны широкой публике - до сегодняшнего дня. В новой экспозиции музея они занимают достойное место - в окружении произведений искусства, которые на весь мир прославили маленькие русские села Федоскино, Палех и Мстёру.