В Изборске простились с Петром Оссовским
Сегодня на Псковщине, в Изборске, простились с народным художником СССР, академиком Российской академии художеств Петром Оссовским. Он скончался в минувшую субботу на 91-м году жизни. Живопись Оссовского заняла свою нишу в отечественном искусстве уже в конце 50-х. Тогда художник нашел собственный изобразительный язык и стал основоположником так называемого «сурового стиля». Отпевание Петра Оссовского прошло в Никольском соборе Изборска. Этому храму мастер когда-то подарил написанную им икону. Похоронили художника над Городищенским озером недалеко от Изборска.
Псковские и Изборские земли Петр Оссовский всегда считал своей духовной отчизной, хоть и родился на Украине. Этим местам он посвящал целые серии картин, а затем дарил Псковским музеям свои произведения. Именно здесь, в Изборске, прошло прощание с художником, согласно его завещанию. Проститься пришли коллеги, друзья и близкие.
«Дедушка мой приехал несколько дней назад на свою любимую Псковскую землю для того, чтобы покрестить моего сыночка и, как он сам говорил, проститься с Псковской землей. И так получилось, что не успел он покрестить и проститься, но всех собрал и созвал дорогих ему людей. Хотел сказать "спасибо", поблагодарить», – рассказала внучка Петра Оссовского Вера Оссовская.
Один из самых ярких представителей «сурового стиля» в живописи, о самом себе Оссовский говорил: «Я – художник державный». Боролся за сохранение традиций русского искусства, заложенных в XIX веке. Сетовал, что никто не пишет рабочих людей, а ведь, по его словам, это и есть Россия. Петр Оссовский создал целые галереи портретов современников – крестьян, строителей, рыбаков.
«Все наши родственники приехали почтить его память. Он очень много сделал для острова и картин нарисовал, которые были так же у нас на острове в музее, и в школу приходил. Я у него до сих пор на ВДНХ, и мамка наша в Третьяковке. Часами сидели – молодые были, выдержка была. А маму рисовал прямо на берегу. "Рыбачка Зина Лямина"», – поделился житель острова имени Залита рыбак Иван Лямин.
«Это характерная черта шестидесятников – правду рисовать, а не кривду политическую», – говорил Пётр Оссовский. К каждой работе он сам придумывал сопроводительные тексты, но умел обходиться без слов, рассказывая истории только при помощи кисти и холста.
«На Псковском озере, Московский ли Кремль он писал, Псковский кремль, изборские ли крепости и острова, святую Ольгу или Пушкина – он писал этот громадный простор, эту волю, которая за нами. То, что словом выговорить нельзя. Это последнее выговорено в его холстах. Если, сохрани Бог, что-нибудь случится с нами, со всем этим, при безумии человечества, то найдет грядущее человечество холсты Петра Павловича и поймет, что мы были прекрасны, совершенны, громадны, просторны», – отметил писатель Валентин Курбатов.
Оссовский много путешествовал. В Болгарии написал портрет пастуха, в Чехии создал свой образ Мадонны. После поездки на Кубу изобразил Фиделя Кастро. Но непременно возвращался к русским образам. Художник говорил, что его произведения о том, как менялся русский человек в разные эпохи.
Читайте также: