Выставка "12 стульев из дворца" рассказывает о первых советских художественных музеях
«12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии» – так называется новый творческий проект Омского музея изобразительных искусств. Авторы выставки вдохновились романом Ильфа и Петрова, и не случайно. Экспозиция рассказывает историю формирования первых советских провинциальных художественных музеев. Основой их фондов стали конфискованные властью знаменитые дореволюционные частные коллекции. Подробности – в репортаже Динары Шамец.
Знаменитый гарнитур орехового дерева – одиннадцать изделий популярной мастерской братьев Гамбс поступили в Омск из мраморного дворца Петербурга в 1927 году – в самый пик популярности романа «12 стульев». Подобно знаменитым стульям из романа Ильфа и Петрова, этот гарнитур в годы национализации музейных фондов оказался в Сибири, правда, один стул потерялся где-то в пути. Тогда же в Омске появилось и тронное кресло супруги последнего российского императора. Г-образный надрез в сидении оставил кто-то из последователей Остапа Бендера.
«Искали сокровища и проверяли, а может быть и нашли. Когда-нибудь мы еще что-то узнаем», – пояснил куратор выставки Иван Гольский.
Художественный музей Омска расположился в роскошном здании генерал-губернаторского дворца, где останавливались царские особы, а позже работал и Верховный правитель России Александр Колчак. В залах восстановили популярную в домах российских аристократов сто лет назад развеску картин и объединили в единую музейную экспозицию шедевры из разрозненных коллекций, поступавших в 30-е годы. Среди них – юсуповское живописное собрание. В подлинности имён музейщики не сомневаются.
«Николай Борисович был лично знаком с Жаном Батистом Грёзом. Он заказывал ему произведения для императорского Эрмитажа, и сложно предположить, что такой высоко поставленный вельможа мог бы получить в свою коллекцию не оригинальное произведение не просто художника, но ещё и своего друга, приятеля», – отметила хранитель Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Елена Реутова.
Впрочем, и копии, в те годы сотнями распределявшиеся по молодым музеям страны, когда-то радовали глаз хозяев. Копия с картины Джованни Беллини «Мадонна с деревцами» – с этого полотна официально началась омская живописная коллекция. Особую ценность представляет рама со славянской вязью. Её эскиз и стихи созданы великим князем Константином Романовым.
«Он заказал копию акварелисту Петру Соколову, который в то время находился в Венеции. Наша картина висела напротив рабочего стола в кабинете великого князя Константина Константиновича. Никогда не покидала своего места и была ему очень дорога», – рассказала Елена Реутова.
Но в путешествие в Сибирь картина все же была отправлена, как и тысячи других. Многие из них впервые представлены на выставке, которая, как и роман Ильфа и Петрова, называется «12 стульев». Только, в отличие от великого комбинатора, для музейщиков сокровищами являются сами стулья, а не то, что в них спрятано.