13 января 2017, 09:13 13 января 2017, 10:13 13 января 2017, 11:13 13 января 2017, 12:13 13 января 2017, 13:13 13 января 2017, 14:13 13 января 2017, 15:13 13 января 2017, 16:13 13 января 2017, 17:13 13 января 2017, 18:13 13 января 2017, 19:13

Выставка "Записки дирижера и не только" посвящена Арию Пазовскому

  • Выставка "Записки дирижера и не только" посвящена Арию Пазовскому
  • Картинка
    Выставка "Записки дирижера и не только" посвящена Арию Пазовскому
  • Выставка "Записки дирижера и не только" посвящена Арию Пазовскому
Больше сорока лет маэстро посвятил оперному делу. В конце жизни он написал книгу "Записки дирижера", давшей название юбилейной выставке, которая открылась в филиале Бахрушинского музея.

В филиале Бахрушинского музея открылась выставка "Записки дирижера и не только". Она посвящена 130-летию со дня рождения дирижера Ария Пазовского. Больше сорока лет маэстро посвятил оперному делу. В конце жизни он написал книгу "Записки дирижера", которая и дала название юбилейной выставке. Рассказывает Елена Ворошилова.

О музыкальном таланте Ария Пазовского казалось знала вся Пермь. Ребенок-вундеркинд, играющий виртуозно на скрипке, впервые дал концерт в восемь лет. Закончив Петербуржскую консерваторию, он не предполагал, что своей любимой скрипке предпочтет дирижерскую палочку.

"В какой-то момент он помогал знакомому сделать отчетный концерт. Составил сложную программу и продирижировал ее. И все отметили, как удачно это получилось. А ему самому показалось, что это интереснее и легче, чем тот путь, который он первоначально для себя избрал", - рассказывает куратор выставки Людмила Шемракова. 

В 1905 году имя Пазовского, уже хормейстера и дирижера, появилось в афишах Екатеринбургского театра, потом в московской опере Зимина. "Паяцы", "Травиата", "Кармен", "Юдифь" стали прологом к его главной постановке. "Бориса Годунова" он продирижировал в 1927 году в Большом театре. В 1952 году в этой постановке спел Иван Козловский. В архивах Бахрушинского музея сохранилась запись этого спектакля.

Общение с Федором Шаляпиным, композиторами Александром Алябьевым и Сергеем Танеевым сформировали у Пазовского особый вкус и эстетику, выделявших его среди коллег по цеху.

"Его романтическая сущность, художника, была с ним на протяжении всей его творческой биографии. Именно эта экспрессия романтизма, ее неуспокоенность, ее постоянное стремление к красоте!" - отмечает генеральный директор театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов. 

Пазовский объездил все провинциальные театры и до, и после революции. Он ставил спектакли в Житомире, Ростове-на-Дону, Баку. Обожая драматический театр, заставлял певцов проживать роли, точно попадать в характер персонажа. Но при этом хранил верность музыкальной партитуре.

"Когда он учился в консерватории, он практически все время ходил в драматические театры. И тут он понял, что это спектакль, это не просто музыка", - говорит заведующая экспозицинно-выставочным отделом Театрального музея имени Бахрушина Надежда Савченко.

В 1936 году Пазовский возглавил Кировский театр в Ленинграде и сразу обратился к советским композиторам, поставив "Броненосец "Потемкин" Чишко и "Емельяна Пугачева" Коваля. В 1943 году занял пост главного дирижера Большого театра. "Записки дирижера" - финальная точка Ария Пазовского, книга, ставшая для него смыслом и последним утешением в конце жизни.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация