17 января 2017, 09:56 17 января 2017, 10:56 17 января 2017, 11:56 17 января 2017, 12:56 17 января 2017, 13:56 17 января 2017, 14:56 17 января 2017, 15:56 17 января 2017, 16:56 17 января 2017, 17:56 17 января 2017, 18:56 17 января 2017, 19:56

В Зоологическом музее МГУ исследуют гены животных из собственной коллекции

  • Картинка
  • В Зоологическом музее МГУ исследуют гены животных из собственной коллекции
  • Картинка
    В Зоологическом музее МГУ исследуют гены животных из своей коллекции
  • В Зоологическом музее МГУ исследуют гены животных из собственной коллекции
В Зоологическом музее Московского университета работает лаборатория исторической ДНК. Её специалисты исследуют гены животных, которые являются экспонатами музейной коллекции. Эти изыскания могут дать дополнительную информацию к пониманию одной из главных тем биологии – эволюции.

В Зоологическом музее Московского университета работает лаборатория исторической ДНК. Её специалисты исследуют гены животных, которые являются экспонатами музейной коллекции. Эти изыскания могут дать дополнительную информацию к пониманию одной из главных тем биологии – эволюции. Подробности у Анастасии Егоровой.

В коллекции Зоологического музея МГУ – птицы, млекопитающие, беспозвоночные, амфибии и рептилии, насекомые. Всего около десяти миллионов экземпляров.

«Для территории нашей страны эта коллекция – вторая по размеру. На первом месте коллекция в Зоологическом институте Санкт-Петербурга. У нас собраны, в основном, животные из области, которую биологи называют Полиарктикой. Фактически вся Евразия, кроме самого Юга, с точки зрения зоогеографии – это одна область, в которой живет сходная фауна», – поясняет директор Зоологического музея МГУ им. Ломоносова Михаил Калякин.

По молекуле ДНК умершего животного можно определить, от кого оно произошло, найти его родственников, выяснить, как менялся рост численности. Процесс получения ДНК достаточно хорошо отработан.

«Вот мы, например, берем старую шкуру или заспиртованную ящерицу. Мы берем маленький кусочек – нам не нужен целый экземпляр, мы можем ограничиться маленьким кусочком. Мы его сначала измельчаем, чтобы нарушить клетки и позволить ДНК выйти в раствор. Затем мы этот раствор очищаем, чтобы получить уже саму ДНК», – поясняет заведующая лаборатории исторической ДНК Евгения Соловьева.

Ученые говорят: чем старше образец, тем слабее концентрация раствора ДНК. Недавно в лаборатории получили фрагменты ДНК птиц-чеканов 1885 года. Эта технология требует особых мер предосторожности. Чтобы просто взглянуть на процесс извлечения молекул – необходим строгий дресс-код.

В лабораторию Зоологического музея МГУ просто так не зайти. Единственный человек, который чувствует себя здесь как дома – Евгения, заведующая лаборатории исторической ДНК. По ее размеру подобран и весь специфический гардероб: комбинезон и перчатки – все размера S. Одежда плотно герметично упакована в двойные пакеты, все стерильно. Разве что камеру нам разрешили не дезинфицировать.

После нас в лаборатории обязательно проведут уборку – протрут все поверхности раствором хлорки и включат на несколько часов ультрафиолетовую лампу, чтобы предотвратить возможность попадания наших ДНК на исследуемые образцы. Именно поэтому в помещении и особая вентиляция, и особое покрытие пола.

«Таких лабораторий в мире мало, и в России тоже всего несколько кроме нашей. Наша же направлена на работу с коллекциями музея», – отмечает Евгения Соловьева.

Лаборатория создана всего полгода назад. Пока музей планирует работать только со своими коллекциями. Но как только накопится опыт – можно будет и коллегам помочь. В ближайших планах – создание крио-коллекции: ткани и половые клетки животных будут замораживать. Возможно, тогда и шутка об оживлении знаменитого мамонтенка Димы, которого нашли в 1977-м году в Магаданской области, перестанет быть шуткой.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация