25 января 2017, 12:23 25 января 2017, 13:23 25 января 2017, 14:23 25 января 2017, 15:23 25 января 2017, 16:23 25 января 2017, 17:23 25 января 2017, 18:23 25 января 2017, 19:23 25 января 2017, 20:23 25 января 2017, 21:23 25 января 2017, 22:23

В Эрмитажном театре Петербурга рассказали об истории производственного костюма

  • В Эрмитажном театре Петербурга рассказали об истории производственного костюма
Идея создать оригинальные производственные костюмы впервые была реализована выдающимися художниками русского авангарда на театральной сцене. Эти тенденции нашли блестящее продолжение в реальной жизни.

Об истории спецодежды рассказали в Эрмитажном театре. Идея создать оригинальные производственные костюмы впервые была реализована выдающимися художниками русского авангарда на театральной сцене. Эти тенденции нашли блестящее продолжение в реальной жизни.

Спецодежда рабочего, врача, строителя. Простая, зачастую, грубая и бесформенная – от нее требовалось быть удобной, функциональной и прочной. Но даже профнаряды подвластны моде. Почти столетие назад в советское время появилось понятие «прозодежда». Производственную форму тогда впервые назвали костюмом рабочего – и занялись его разработкой.

«Уже в 1919 году в комиссариате здравоохранения прошло совещание. И в резолюции было записано, что тот самый рабочий дореволюционный костюм был признан нерациональным», – поясняет старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Блюмин.

Разрабатывать прозодежду тогда доверили художникам-авангардистам. Среди них – Александр Родченко, Казимир Малевич, Любовь Попова. Задачу перед первыми советскими модельерами поставили сложную: создать «одёжную форму, построенную не на традициях моды». Главное – не красота, а функциональность. Например, в одежде конструктора.

«Большие карманы были необходимы. В больших карманах были созданы специальные отсеки для карандашей, циркулей», – рассказывает Марина Блюмин.

Прозодежду создавали для рабочих, летчиков, врачей, пожарных. И даже для артистов. На театральной сцене появились костюмы новой эпохи – геометрических форм, ярких цветов, без дорогих украшений. Упростили даже балетные пачки, в которые раньше для жесткости вставляли китовый ус, – их стали делать из сложенного в несколько слоев тюля. Который, правда, оседал к концу спектакля.

«На мой взгляд, 90 процентов успеха артиста – это внешний вид. И дальше его воспринимают по одежке», – отмечает старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Николай Цискаридзе.

К концу ХХ века вместе с оттепелью на сцену пришел стиль французского кабаре. Балетные пачки сделали короткими и жесткими - какими мы их знаем сегодня. А костюмы танцоров вновь стали предметом искусства.

«Мне повезло, я застал ещё период, когда с балетом работали великие кутюрье ХХ века. Есть и очень дорогие вещи, которые сделаны по эскизам Бакста, а есть костюмы, которые когда-то для меня делал тот же Живанши», – поделился Николай Цискаридзе.

Сегодня спецодежду рабочих и костюмы артистов объединяют, пожалуй, только инновационные материалы. А мода, напротив, как и на подиумах – вновь обращается к истории. Одежда современных рабочих почти не отличается от формы столетней давности. А на балетной сцене – и вовсе копируют стиль XIX века.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация