Острейшие проблемы реставрации обсудили эксперты в рамках круглого стола
«Нуждается ли в реставрации российская реставрация?» – такое название получила дискуссия, в которой приняли участие ведущие эксперты в области сохранения культурного наследия. В формулировке темы звучит определённая ирония, но проблемы отрасли более чем серьёзны. Реставрационные работы – сфера, в отношении которой действует четкое законодательное регулирование. Тем не менее, практически каждый крупный проект в этой сфере становится объектом резкой критики. Вопрос первый – расходование средств, а это, как правило, огромные суммы. Вопрос второй – качество самих работ.
Чтобы обсудить все накопившиеся у специалистов вопросы – нескольких часов не хватит. Одна из больных тем – тендеры. Сейчас их выигрывают те фирмы, которые готовы улучшить внешний вид памятника за наименьшую цену. Однако при этом инициатор конкурса – Министерство культуры – не учитывает ни опыта работы подрядчиков, ни их знаний об особенностях объекта.
«Создана такая система, прямо скажем, коррумпированная, где фигурируют такие слова, как освоение бюджета, распил и откат. Если говорить идеалистически, то мы должны говорить о тотальном демонтаже созданной системы. Это первая ремарка, о которой я хочу говорить», – отметила член научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры РФ Наталья Душкина.
Изборская крепость и дворец Асеева в Тамбове отреставрированы совсем недавно, но из-за непрофессионализма рабочих, вновь требуют восстановления.
Грамотных реставраторов на рынке единицы. А заинтересованных в качестве заказчиков практически нет.
«Сейчас фактически выигрывают фирмы, которые практически имеют лицензии, но не умеют ничего делать. Я уже больше 40 лет работаю в этой области, моей фирме 27 лет. Я пятый раз подаю документы и не могу получить лицензию. Фирма, которая получила бессрочную лицензию, я понимаю, что она никогда этим не занималась», – констатирует реставратор Александр Попов.
Кроме того, по словам реставраторов, условия тендеров для профессионалов невыполнимы, к примеру, дерево нужно заготавливать зимой. А конкурс выделяет на работу три летних месяца. Средств, выделяемых на реставрацию, хватает. Но расходовать их нужно с умом.
«Деньги могут быть частные, Министерства культуры, корпоративные. Мы должны быть уверены, что их использование не нанесет памятнику вреда. Уже скопилось несколько предложений, с которыми все согласны. Мы их оформим надлежащим образом, будем пробивать», – говорит координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте России по культуре Константин Михайлов.
Специалисты предлагают ряд мер по улучшению ситуации. Для начала минимальную цену в тендере как основной критерий – стоит исключить. А комиссия, принимающая решения о том, кто будет выполнять работы, должна состоять из экспертов разных структур. Пока же выбор делают исключительно сотрудники Министерства культуры. При ведомстве давно существует методический совет. В нем – архитекторы и технологи-реставраторы самой высокой квалификации. Однако их слова веса не имеют.
«Требуется воссоздать то, что, к сожалению, было утрачено в системе Росреставрации. Это – государственные центры научной реставрации. Они примерно соответствовали федеральным округам. Это абсолютно необходимо, потому что это не только сама реставрация, но это разработка конкретных методик, это научно-методические советы, без которых нельзя принять никакое решение, связанное с реставрацией или с зонами охраны», – считает искусствовед, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ Михаил Мильчик.
Такие обсуждения эксперты будут вести еще не раз. В ходе этой дискуссии родились практические рекомендации по улучшению системы.
Читайте также:
О защите памятников архитектуры и культуры
Президент России утвердил закон "о защитных зонах объектов культурного наследия"