8 апреля 2016, 14:06 8 апреля 2016, 15:06 8 апреля 2016, 16:06 8 апреля 2016, 17:06 8 апреля 2016, 18:06 8 апреля 2016, 19:06 8 апреля 2016, 20:06 8 апреля 2016, 21:06 8 апреля 2016, 22:06 8 апреля 2016, 23:06 9 апреля 2016, 00:06

В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев

  • Картинка
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • Картинка
    В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
  • В столицу привезли уникальную выставку русского авангарда из провинциальных музеев
В 1918 году был создан проект «Музеи живописной культуры». Специальная комиссия приобрела почти 2000 работ художников-авангардистов и распределила их по городам. Спустя несколько лет проект закрыли, но провинциальные музеи стали обладателями богатых коллекций.

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, о которой заочно писали и говорили как об одном из событий года. Она называется «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». История вопроса такова: в 1918 году, по инициативе Кандинского и Родченко, в Наркомпросе был создан проект «Музеи живописной культуры». Специальная комиссия приобрела почти 2000 работ художников-авангардистов и распределила их по городам. Спустя несколько лет проект закрыли, но провинциальные музеи стали обладателями уникальных коллекций.

Картины шестидесяти авторов из 19 региональных музеев, малоизвестные имена русского авангарда, не знакомые широкой публике произведения лидеров этого направления. Эта экспозиция – уникальный шанс увидеть картины, которые редко путешествуют по выставкам и являются гордостью региональных собраний.

То, что эта выставка состоялась, а региональные музеи согласились на время расстаться с жемчужинами своих коллекций – заслуга искусствоведа Андрея Сарабьянова, автора трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда». Большинство руководителей музеев он давно знает, ему доверяют и, тем не менее, куратору выставки пришлось отправиться в своеобразный тур по стране и лично уговаривать предоставить картины для этой выставки.

В экспозиции Еврейского музея – работы первых 18 лет двадцатого столетия. Они сгруппированы по разным направлениям русского авангарда, хотя, как известно, в годы, когда работали эти художники, такого термина не существовало. Большинство авторов считали себя футуристами.

«Сам термин появился в 60-е годы. Он из научной среды возник и как-то прижился вполне в нашей науке. И, в общем, сейчас и не требуется объяснения, что это такое, но термин "авангард" чаще употребляют в отношении русского искусства, поэтому это стало нашим словом, хотя происхождение слова – французское, из военной терминологии. Это – стража, идущая впереди», – рассказывает куратор выставки Андрей Сарабьянов.

Специально для этой выставки в Центре Грабаря было отреставрировано 10 полотен. Привести неизвестные шедевры русского авангарда в надлежащий вид – инициатива музея.

«Это было нашим желанием – показать определенные работы, потому что мы знали, что они лежат в плохом состоянии, и у музеев нет средств для их реставрации. И мы понимали, что будем первыми, кто их покажет, и мы старались сделать все, чтобы их отреставрировать. И рады, что внесли такой вклад», – говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

В экспозиции – несколько работ Казимира Малевича.

Его ранние поиски в символизме демонстрирует картина 1908 года из собрания Саратовского художественного музея . Также на выставке – уже узнаваемый, «беспредметный» Малевич в окружении своих последователей – супрематистов.

Одни из самых больших по размеру – полотна из собрания Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля с одинаковым названием «Три сестры» – Ильи Машкова и Валентины Ходасевич.

В экспозиции – две двусторонние работы авторства того же Машкова и Роберта Фалька.

С этой стороны показываются впервые.

Одно из открытий выставки – авангардная работа убеждённого соцреалиста Алексея Кокеля.

Среди главных хитов – картина Ольги Розановой «Пожар» из Елецкого музея. Ещё недавно она приписывалась неизвестному автору.

«Поскольку я изучал документы, которые свидетельствуют о передаче картины в Елец, в них было указано, что среди 22 картин которые в 19-м году были переданы в Елец, там числилась эта работа как работа Розановой "Пожар в городе". И, увидев эту картину, у меня никаких сомнений не было, тем более, что номер картины соответствует номеру картины, который в этом списке имеется», – объяснил Андрей Сарабьянов.

Эта выставка – одна из самых ожидаемых в нынешнем году. Большое внимание со стороны прессы и публики. Одной из первых экспозицию увидела вице-премьер Ольга Голодец.

«Это совершенно новый взгляд на русский авангард, это серьезное дополнение к истории авангарда, потому что эта выставка открывает некоторые имена, показывает некоторые связи, которых не было, показывает работы, непривычные для кисти тех или иных художников», – отметила она.

Это лишь первая часть масштабного проекта. Вторая выставка из коллекций региональных музеев намечена на следующий год. А затем экспозицию планируют отправить в тур по России. Ее увидят и в тех городах, которые предоставили неизвестные шедевры русского авангарда на выставку в Москве.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация