19 апреля 2016, 19:07 19 апреля 2016, 20:07 19 апреля 2016, 21:07 19 апреля 2016, 22:07 19 апреля 2016, 23:07 20 апреля 2016, 00:07 20 апреля 2016, 01:07 20 апреля 2016, 02:07 20 апреля 2016, 03:07 20 апреля 2016, 04:07 20 апреля 2016, 05:07

Не стало одного из основателей нонконформизма в СССР Владимира Немухина

  • Не стало одного из основателей нонконформизма в СССР Владимира Немухина
  • Картинка
    Не стало одного из основателей нонконформизма в СССР Владимира Немухина
  • Не стало одного из основателей нонконформизма в СССР Владимира Немухина
Владимир Немухин – признанный классик советского неофициального искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами Плавинского, Зверева, Краснопевцева, Рабина. Он один из организаторов знаменитой "Бульдозерной выставки" 1974 года.

Умер художник Владимир Немухин, классик второй волны русского авангарда. Ему было 90. Немухин – из числа основателей нонконформистского движения в СССР, один из лидеров Лианозовской группы, отвергавшей принципы официального соцреализма. Среди событий, определивших путь Немухина в искусстве, – первая выставка американской современной живописи, прошедшая в Москве в 1957 году. Также на него повлияли ранние работы Кандинского, увиденные им в запасниках Третьяковки. С этого времени язык абстрактного искусства стал для Немухина родным.

Владимир Немухин – признанный классик советского неофициального искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами Плавинского, Зверева, Краснопевцева, Рабина. Он один из организаторов знаменитой «Бульдозерной выставки» 1974 года, которую разогнали пожарные с брандспойтами.

«В андеграунд шли люди неуживчивые. Они верили – вот очень важное слово – верили в возможность невозможного. Вот в чем был смысл», – говорил Владимир Немухин в интервью 2012 года.

Творческое становление Владимира Немухина пришлось на тяжелые послевоенные годы. Хлеб был по карточкам. Их художник менял на краски. Свою первую абстрактную картину он написал под впечатлением от раннего Кандинского. Одна из главных тем творчества Немухина – игральная карта, самая абстрактная из бытовых предметов. Художник шутил, что карты выбрали его, а не он их.

«В советское время искусство было ведь нормативным, была идеология, и все это выглядело достаточно фальшиво. Многие художники это понимали, но не все могли справиться с ситуацией. Он один из тех, кто справился и делал искусство такого человеческого измерения и человеческого масштаба», – отметил художник Франциско Инфанте.

Год назад в Москве состаялась первая в России ретроспективная выставка работ Владимира Немухина. Сегодня его произведения находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру. А первой его заметила Нина Стивенс, жена американского журналиста. Во дворе своего особняка в Гагаринском переулке она устраивала выставки картин Немухина и других художников второй волны авангарда. Она же в 1967-м сумела вывезти его картины в числе других на выставку в Нью-Йорк, после чего работы Немухина оказались в собрании американского Музея современного искусства.

«В его творчестве можно увидеть всю культуру ХХ столетия. Это такой, ренессансный человек. Мы можем видеть, как естественно переходило у него искусство из жанра в жанр, из графики в живопись, из живописи в скульптуру, из скульптуры в объекты, из объектов в кинематограф – непрерывное течение художественной мысли», – подчеркнул искусствовед Виталий Пацюков.

В 90-е Владимир Немухин уехал из России. Подолгу жил в Германии. Для многих стало большой неожиданностью, когда художник вернулся в Москву. Донской монастырь – одно из его любимых мест. Сюда он приходил еще в послевоенные годы – писать этюды. Немухин говорил, что здесь есть все его три любимых цвета – синий, белый и красный: «Господи, как я счастлив, что я здесь побывал, как приятно побывать здесь, вспомнить всё, что никогда не доложно уходить из памяти, никогда», – признавался он.

Новости культуры

Читайте также:

Умер лидер советского андеграунда Владимир Немухин

Художник-авангардист Владимир Немухин принимает поздравления с 90-летием

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация