В Музее современной истории России открыта выставка редких работ Сергея Прокудина-Горского
Цветная фотография век назад. В Музее современной истории России представлена выставка редких работ Сергея Прокудина-Горского, сумевшего в начале XX века открыть способ цветной фотографии. Художник, опередивший свое время, ученый, изобретатель - он долгое время был неизвестен широкой публике. Но парадокс в том, что многие его фотографии знакомы каждому. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Сергей Прокудин-Горский учился химии у Менделеева, издавал свой журнал, запатентовал специальное вещество - сенсибилизатор, который позволил фотоаппарату распознавать все цвета спектра. Этот цветной фотопортрет Толстого стал сенсацией. Писатель был удивлен тем, что снимок получился всего за полторы секунды. До этого перед камерой сидели неподвижно около часа.
Впервые на выставке представлена фотография, о существовании которой никто не знал - Прокудин-Горский за камерой.
"Это совершенно уникальная фотография, которая позволит другим исследователям прочувствовать этот момент, когда Сергей Михайлович осуществлял свой фотографический процесс", - отметил руководитель школьного музея С.М. Прокудина-Горского Василий Дрючин.
Метод трехцветной фотографии, когда три диапозитива накладывались друг на друга, тем самым давая снимку цвет, - он использовал и в самой масштабной своей работе. После аудиенции у Николая II, Сергей Прокудин-Горский получает возможность ездить по всей России и снимать достопримечательности, людей, быт народов. Император выделил для него специальный поезд с вагоном, где фотограф устроил мастерскую. Итогом этих поездок стала первая в истории страны серия цветных фотографий.
"Для того, чтобы снимать на воде, дается пароход, моторные лодки, для съемок на Урале дается "Форд" личный императорский, который едет по грунтовым дорогам", - объяснила профессор Московского института культуры Светлана Гаранина.
Наследники фотографа живут в Париже. Большую часть коллекции негативов передали в Библиотеку Конгресса США. На выставке - несколько снимков, которые прошли там цветокоррекцию. Но есть и те, что выполнены в технике наложения диапозитивов - той самой, в которой работал сам фотограф. Чтобы на снимках был виден простор, Сергей Прокудин-Горский запатентовал камеру, которая позволяла делать панорамы. На этих снимках - города и места, которые сегодня не узнать.
"Панорамная съемка Рязани, здесь Южный Урал и красные скалы на реке, тоже панорама, хотя это не город, но все равно именно панорамная съемка. В то время таких панорамных съемок мы вообще в фотографии практически не знаем", - рассказала Светлана Гаранина.
По фотографиям Прокудина-Горского еще до революции была выпущена серия открыток. На выставке собраны почти все, недостает лишь одной. Эти открытки - с видами Петербурга, городов Северного Кавказа, Крыма - собирали по всему миру в течение многих лет. Сам фотограф называл то, чем он занимался, "родиноведением".