"Последние" Максима Горького – на сцене театре имени Маяковского
В столичном театре имени Маяковского – новая постановка. Театр, как видно, не слишком церемонится с публикой и критиками, держит их в тонусе, не даёт слишком много времени на раздумья и оценки – выпускает премьеру за премьерой. И вот на сцене постановка Никиты Кобелева по пьесе Максима Горького «Последние». За этим почти декадентским названием – размышления о семье, её роли и её перспективе в современном обществе.
На сцене – три сестры Максима Горького: Вера, Надежда и Любовь. Их мать зовут Софья. В христианской традиции они покровительницы домашнего очага. В семье еще два брата. Пятеро детей – и любовный треугольник в старшем поколении.
«Мы попадаем в такую дурную бесконечность. Одно поколение ломает другое поколение, потом это вырастает, ломает третье поколение. У меня есть какое-то беспокойство в отношении этой проблемы с точки зрения сегодняшнего дня», – признался режиссер Никита Кобелев.
Дом, где в лицо говорят: нам не за что благодарить друг друга. Семья, где детям не принято отвечать на их вопросы. Тут нет любви, нет прощения, нет понимания. Причина этой пустоты – отсутствие общения, считает актриса Галина Беляева.
«В жизни у каждого есть какие-то ошибки, о которых человек сожалеет, об этом нужно говорить с детьми открыто и пытаться, чтобы они понимали тебя. Когда люди будут друг друга понимать, все будет хорошо. Дело в том, что у меня тоже пятеро детей, и я эту ситуацию хорошо знаю», – поделилась она.
Сначала пьеса называлась «Отец». Главный герой – разорившийся дворянин. Чтобы прокормить пятерых детей, он пошел на службу в полицию, хотя такая карьера для него считалась почти позором. Он отдавал приказы убивать – и убивал сам. Соотечественников, почти детей. Как с этим жить его семье? В основе сюжета – конфликт поколений. И мысль, будто из современного курса продвинутой психологии: нерешенные проблемы родителей прорастают в детях.
«Алексей Максимович – считают его классиком, не считают его классиком, проходят его в школе, игнорируют ли – он все равно остается реальным классиком нашей отечественной литературы, с моей точки зрения. И в драматургии, и в прозе. А какие контексты в классической драматургии? Проблемы вечные, отцы и дети», – отметил народный артист России Анатолий Лобоцкий.
На отцов и детей, пожалуй, разделятся и зрители. Для самых старших Горький – певец революции, привычный ориентир. В 90-е от него почти отказались, отвернулись. В ХХI веке Горький, кажется, снова рифмуется с сегодняшним днем.