Рособрнадзор готовится к всероссийской проверке учителей истории
Отечественную систему образования ждёт очередное испытание. И пройти его на этот раз придётся педагогам. В преддверии введения нового историко-культурного стандарта чиновники решили выяснить - насколько сами учителя истории соответствуют представлениям о педагогах, от которых, в значительной мере, зависит формирование мировоззрения учеников. Уже 20 апреля Рособрнадзор проведёт комплексное исследование профессионального сообщества учителей истории. Разработкой опросника занимаются Институт социологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет и Федеральный институт педагогических измерений.
«Дети плохо знают историю» - широко распространенное мнение подтверждают очередные цифры. По результатам ЕГЭ в 2014 году средний балл по истории снизился с 56 до 46. У специалистов возник вопрос – а может дело не в школьниках, которые мотивированы получением хороших результатов, а в тех, кто дает им знания?! С нового учебного года школы начнут работать по новому историко-культурному стандарту, который был утвержден еще 2013 году. Но как показал опрос, с ним до сих пор мало знакомы даже члены Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания.
«Только 70 процентов учителей истории, самых активных, вовлеченных в процесс, говорят, что они просматривали историко-культурный стандарт, не глубоко погружались, а пролистывали, а саму концепцию только 50 процентов прочитали. Это катастрофическая ситуация», - считает ректор Государственной Академии университета гуманитарных наук, зам.председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Денис Фомин-Нилов.
«Настало время составить полный социальный и профессиональный портрет учителя истории», - считают специалисты. В выборку попали 6 тысяч школ. Педагогам предстоит ответить на 50 вопросов. Кроме пунктов по проверке знаний историографии и философии, есть и вопросы об образовании родителей, о количестве книг в личной библиотеке, о том, кем работали 10 лет назад.
«Речь идет не только о знаниях, но и о психологических способностях, умении работать с аудиторией, умении «зажечь» молодые сердца каким-то примером», - объясняет ректор РГГУ Ефим Пивовар.
Это не тест на профпригодность – подчеркивают эксперты. Исследование анонимное, и никаких последствий для педагогов не будет. Сами учителя истории такую инициативу поддерживают.
«История – это мировоззренческий предмет, он формирует гражданскую позицию. И от того, кто преподает этот предмет, будет зависеть, с чем молодое поколение выйдет во взрослую жизнь», - уверена учитель истории, зам.директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ лицей №1535 Наталья Червен-Водали.
К масштабному исследованию приступят уже в конце апреля. Результаты обещают озвучить в середине июня. Полученные данные помогут ответить на главный вопрос: как надо изменить систему педагогического образования. Ведь важно, чтобы не только учебники были хорошими, но и учителя.