Ирина Антонова отмечает 95-летие
Поздравления с юбилеем принимает сегодня Ирина Антонова. Большую часть своей жизни она посвятила Музею изобразительных искусств, в ответ он вписал её имя в историю мировой культуры. Антонова - легендарный куратор. Именно она открыла советской публике целые пласты зарубежного искусства, она инициировала диалог культур, как никто другой способствовала разрушению железного занавеса. Перечислять звания, должности и награды Ирины Антоновой можно бесконечно, но этого не требуется, достаточно просто назвать имя.
На работе Ирина Александровна каждый день. А как иначе, говорит. Столько дел! Телефон разрывается, в календаре свободных клеточек нет. Недавно вернулась из командировок в Нью-Йорк и Цюрих, впереди – Латвия, Израиль. По выходным отпускает своего водителя и сама садится за руль, выезжая в театр или на концерт. Недавно продлила права.
"Меня тут как-то остановил полицейский, посмотрел так на меня, на эти права, улыбнулся и ничего не сказал, отпустил", - рассказывает президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Александровна Антонова.
В её кабинете – мебель ещё основателя музея Цветаева. Вот уже больше семидесяти лет говорим "Пушкинский", подразумеваем "Антонова". Она здесь и железная леди, и королева изящных искусств. Дело всей её жизни было бы невозможно без прививки к культуре в детстве.
"Мой отец был очень театрально-музыкальным человеком, он начал меня девчонкой совсем водить в консерваторию. Причём, иногда привозил на премьеру Пятой симфонии Шостаковича", - вспоминает Антонова.
Тогда, как и все, она разглядывала любимые картины в чёрно-белых репродукциях. Их подлинники привезёт в Россию сама! Выставку подарков Сталину в музее Ирина Антонова заменит на импрессионистов из запасников, покажет "Джоконду" из Лувра и не побоится выставить обвиненного в формализме Тышлера. Она открыла традицию не посещений, а паломничества в музее. И первая начала налаживать диалог между искусством отечественным и западным.
"Постепенно завоёвывали свой авторитет российские музеи, советского тогда музеи, которые плохо знали, откровенно говоря, на Западе, мало очень показывали. Но начался великий выставочный бум, который продолжается до сегодняшнего времени", - подчеркивает Ирина Александровна.
В 1981-м взялась за то, от чего отказались все музеи столицы. Потом уже экспозицию "Москва - Париж" назовут выставкой столетия. Шли не на французов, а на своих ещё невиданных абстракционистов. Потом Антонова объединила живопись и своё утешение – музыку. В Пушкинском зазвучали "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", с которым, кстати, у них дни рождения в один день. Юбилеи Ирина Александровна давно считает стихийным бедствием. И этот решила провести, конечно, в музее.
"Немножко тяжеловато это выносить. Я подумала, мне бы хотелось как артисту: в день своего рождения он выходит на сцену, вот и я инициировала учёный совет на тему о музейном городке, о наших планах", - признается Ирина Антонова.
Единый комплекс, целый городок вокруг музея, о котором говорил ещё Цветаев, – её мечта. К реализации Ирина Антонова идёт планомерно всю свою жизнь. А из уже привычных, как она говорит, дел впереди переговоры о будущей выставке австрийского искусства.
К юбилею Ирины Антоновой смотрите на нашем канале сегодня в 13:35 и всю неделю - её авторский цикл "Пятое измерение", а в 23 часа – программу "Одиночество на вершине". Не пропустите!
Ирине Антоновой посвящен выпуск программы "Наблюдатель" 20 марта.
Читайте также: