Александр Боровский прочитал лекцию о канонах в советском искусстве
Официально Московская международная биеннале современного искусства начнёт работу только осенью, а вот её образовательная программа уже разворачивается и привлекает все большее число участников. Третьяковская галерея совместно с историческим факультетом Московского университета организовали просветительский цикл, посвящённый прошлому, настоящему и будущему мирового искусства. Лекцию о канонах в советском искусстве провёл один из самых авторитетных арт-критиков России - Александр Боровский. Репортаж Станислава Дорэ.
Биеннале сегодня переживает новый этап развития. Большие перемены коснулись и образовательной программы, которая теперь не фокусируется только лишь на современном искусстве. Кураторы обращаются к разным периодам, исходя из того, что новое, актуальное и революционное возникало всегда, и всегда оно вызывало непонимание и негодование публики.
«Мы посмотрели на всю историю искусства - от древнего искусства до XX века. Нашли какие-то темы, которые нам кажутся спорными или не до конца изученными, или которые содержат какие-то парадоксы. И мы пытаемся эти парадоксы вскрывать, обсуждать и предлагать какие-то нестандартные взгляды на них, чтобы, в конечном счете, зрители престали бояться современного искусства сегодняшнего», - отметила куратор образовательной программы Московской международной биеннале современного искусства Екатерина Кочеткова.
Все лекции проходят в Третьяковской галерее на Крымском Валу, среди спикеров значится и её директор Зельфира Трегулова. Коллегу, заведующего отделом новейших течений Русского музея, Александра Боровского, в Третьяковке хорошо знают и ценят как большого специалиста с собственным аналитическим подходом.
«Иногда искусствоведы в своих рассуждениях теряют вещь, они от нее отходят и даже сами себя в этом подозревают немножко и призывают искусствоведов помнить, что главное в искусстве - это само произведение искусства, а все построения теоретические вокруг - это отдельная дисциплина, отдельная наука, отдельное искусство, которым сам Боровский владеет, как никто», - убеждена заместитель генерального директора ГТГ Марина Эльзессер.
Лекцию о советском искусстве Боровскому предложили прочитать организаторы, а вот её тему выбрал он сам. Искусствовед остановился на таком эфемерном и спорном понятии, как «канон». Выявить их в советском искусстве особенно трудно, ведь этот период объединяет полярные направления и мировоззрения, и у супрематизма с соцреализмом не может быть общих канонов. Сравнивать Кабакова и Пивоварова с Герасимовым и Гореловым трудно: хотя они работают с одной темой советской действительности, но по- разному на неё смотрят. Не разделять советское искусство на официальное и неофициальное призывают сегодня многие искусствоведы, так же как предлагают по-новому взглянуть на соцреализм.
«Я бы не пугался этого слова, что "соцреализм" - что-то правое, реакционное, возвращение государственной идеологии. Это материал изучения плюсов и минусов, но это, в каком-то смысле, и советская идентичность. Такого не было нигде, разве что - в Италии, Испании. Там тоже есть крупные художники, и умершие в каноне», - отмечает искусствовед, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.
Впрочем, говоря о канонах, лектор сделал акцент на том, что все великие художники стали таковыми и совершили революцию в искусстве именно потому, что нарушали и отрицали их. Боровского спрашивали и о наличии канонов в современном искусстве. Он ответил, что их попросту нет, и что сегодня слово «канон», скорее, - архаизм.
Читайте также:
Проект "История искусств". Лекция Александра Боровского. Трансляция из Третьяковской галереи
В Третьяковке на Крымском Валу прошла первая лекция Московской биеннале современного искусства