Музей Востока выставил уникальное собрание китайских новогодних картинок
Музей Востока выставил на ВДНХ уникальное собрание китайских новогодних картинок. Этот феномен народной художественной культуры расцвел в XVIII-XIX веках и сохранился до наших дней. А в канун Нового года, который по восточному календарю наступает в феврале, жители Китая спешат украсить свои дома традиционными лубочными изображениями. В экспозиции представлено 130 рисунков из коллекции, которая насчитывает девять сотен графических листов.
Энциклопедия китайской жизни, зашифрованная в китайских народных картинах, как их называют – няньхуа. Подобные украшали дома и горожан, и крестьян накануне Нового года по лунному календарю. Это было обязательным условием подготовки к празднику. Некоторые картины не сохранились даже в Китае. По традиции, в конце года отслужившие свой срок листы уничтожались, чтобы уступить место новым. Поэтому собрание Музея Востока – уникально.
«Самые разнообразные темы здесь можно видеть: и народные божества, и благопожелательные сюжеты, и, конечно же, то, что очень любят в Китае, сцены на тему литературных произведений и театральных», - рассказывает сотрудник Музея Востока Лариса Кузьменко.
Религиозные изображения, картины на сюжеты притч, легенд, исторических преданий, бытовые сцены. Здесь можно видеть китайских красавиц, которые демонстрируют свои наряды, или гуляют по персиковому саду. В экспозиции – и необычный сюжет – велосипедистка в Шанхае - на рубеже XIX-XX веков в Китай проникали различные западные новшества. Картины изображают сцены из жизни как повседневной, так и праздничной. На одной – кульминация новогодних торжеств – праздник фонарей. А рядом – бесконечные хлопоты земледельца. Язык китайского лубка условен. В иероглифах и сюжетах засекречены пожелания.
«Каждая картина – это пожелание счастья. Это изображение символики, различных цветов, журавлей, птиц, изображения трех друзей холодной зимы: это - бамбук - символ стойкости, сосна - символ долголетия и слива маэхуа - символ радости и весны, потому китайский Новый год в Китае и вообще на Дальнем Востоке - это уже весна», - рассказывает первый заместитель генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса.
Картины было принято рисовать яркими красками, чтобы передать добро и тепло. Часто изображали Цзао-вана – бога домашнего очага, главного защитника каждой семьи.
Художественная ценность в няньхуа – не самое главное. Важнее то, что каждая из них – доброе пожелание и даже талисман, который обязательно принесет счастье в наступающем году.