Юрий Башмет покоряет театральную сцену
Альт – казалось бы, обычный струнный инструмент. Оказывается, он буквально окутан мистикой. Сочинив гениальную сонату, Шостакович через несколько недель умер. А Шнитке, дописав финальную ноту в альтовом концерте, трое суток был между жизнью и смертью. Но есть и другие примеры, например, в литературе. В 80-е роман «Альтист Данилов» принёс невероятный успех Владимиру Орлову. Эту историю жизни «демона на договоре» в оперу превратил Александр Чайковский. Теперь спектакль в Музыкальном театре Покровского сыграли в преддверии юбилея автора. И как тут было обойтись без главного альтиста нашей страны?
Перед началом спектакля, как и положено, - репетиция, действие оперы настолько захватывает, что увлекаясь, кажется, здесь все забывают о времени, не играют, этим спектаклем живут. Юрий Башмет в этой опере - в роли самого себя, и, конечно, за кулисами вспоминает свою историю, связанную с выходом романа «Альтист Данилов».
«Меня стали спрашивать: "Вы имеете отношение к альтисту Данилову? Вы и есть альтист Данилов?" Меня это стало злить. Я и без этого завоевывал сцену», - вспоминает народный артист СССР Юрий Башмет.
Казалось бы, эта история осталась в прошлом, и вдруг, спустя годы, – неожиданный подарок – Александр Чайковский написал оперу «Альтист Данилов» и адресовал ее Юрию Башмету.
Написать эту оперу Александр Чайковский задумал, прочитав роман Владимира Орлова. Понадобилось больше тридцати лет, чтобы композитор решился воплотить задуманное. Сам написал либретто.
«История бросает главного героя - то туда, то сюда: то Москва, то Испания, то космос, то в облаках летает. Довольно разностильная опера по сути», - отмечает композитор, народный артист России Александр Чайковский.
Здесь и острая сатира, и философские размышления, и мистическая фантасмагория. Смешное и трагическое рядом.
Во время спектакля здесь двери в зрительный зал не закрывают, герои выходят на сцену прямо из фойе. В этой постановке многое необычно, например, что зрительный зал и сцену здесь поменяли местами.
Таким образом, получилось, что зрительный зал развернули на сто восемьдесят градусов, что соответствует одной из главных идей - перевернутое пространство, в котором живет главный герой.
«Кинематографически меняются картины, молниеносно», - объясняет режиссер-постановщик, хореограф Михаил Кисляров.
В роли альтиста и демона - Александр Полковников – партия необычная, солисту надо еще и аккомпанировать – на этот раз самому Юрию Башмету.